Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал
«Миссия IT-сферы сегодня — максимальная помощь людям и бизнесу».

Интервью с гендиректором Intel в России Натальей Галян

«Сноб» обсудил с гендиректором российского подразделения компании Intel Натальей Галян, как искусственный интеллект и технологические решения помогают бороться с коронавирусом и почему даже IT-специалистов непросто перевести на «удаленку»
25 декабря 2020 10:57
Фото: Пресс-служба Intel


Ɔ. Как пандемия повлияла на работу Intel? В целом рынок персональных компьютеров в России вырос? Или, наоборот, упал из-за коронавируса, как это случилось во многих секторах бизнеса?

Для IT-отрасли год оказался весьма неплохим. Даже несмотря на все сложности и урон, который пандемия нанесла экономике и людям. Но IT-индустрия и призвана помогать решать все те трудности, которые претерпевает бизнес. Людям пришлось уйти на «удаленку» — дистанционно работать и учиться. Сейчас мы переживаем вторую волну, и, конечно, спрос на внедрение технологий продолжает расти. Например, рынок персональных компьютеров поднялся во втором и третьем кварталах года, и сейчас мы продолжаем фиксировать двузначный рост спроса на те же ноутбуки — он достигает где-то 50% по сравнению с «доковидным» периодом.


Ɔ. Рост рынка связан именно с «удаленкой», по-вашему?

Безусловно. Во втором квартале, во время «самоизоляции» многие покупали ноутбуки для себя и детей. И казалось, что рынок просто сейчас этот спрос удовлетворит, а во втором полугодии увидит спад. Но, честно говоря, никакого спада мы не видим. Для Intel глобально и для российского подразделения в частности этот год будет, скорее всего, рекордным с точки зрения выручки. В России консьюмерский сегмент на самом деле растет быстрее, чем в мире. Рост есть и в корпоративном сегменте — компании обновляют компьютеры, покупают новые серверы. Особенно выросла электронная коммерция, онлайн-ретейл — для него ведь тоже необходимо расширять свою IT-инфраструктуру. Так что спрос на IТ-решения в целом оказался выше, чем мы ожидали.


Ɔ. А в целом сама структура рынка из-за пандемии как-то поменялась?

Конечно, пандемия перестроила нашу жизнь, работу компаний. На форуме «Открытые инновации» представители бизнеса как раз обсуждали, что этот кризис непростой, но инвестиции в IT-проекты урезать никто не собирается. Потому что IT — это критически важная инфраструктура, бизнес-процессы строятся на решениях этой отрасли. И государство тоже это понимает, во всяком случае, если судить по тому, что мы слышим от нашего правительства и чиновников.


Ɔ. Да, у нас же есть национальная программа «Цифровая экономика России».

Безусловно, мы в своей работе учитываем, что взят курс на цифровизацию российской экономики — самых разных ее отраслей. И честно говоря, многие российские компании в целом оказались достаточно неплохо подготовлены к пандемии именно с точки зрения этой самой цифровизации. Все-таки тот факт, что государство и бизнес последние годы вкладывались в развитие технологической инфраструктуры, позволил достаточно быстро перевести людей на удаленную работу. Может быть, еще лет десять назад такое резкое изменение условий труда для миллионов людей невозможно было бы представить.


Ɔ. Но десять лет назад невозможно было представить и такое влияние политики, в том числе мировой, на бизнес. Вашу компанию санкции, импортозамещение как-то коснулись на практике?

С санкциями мы живем с 2014 года, мы соблюдаем законодательство и как-то уже адаптировались. Что касается импортозамещения, мы всегда работали и продолжаем работать с российскими партнерами, с российской IT-экосистемой, с российскими сборщиками ПК. Наши партнеры сейчас наращивают экспертизу, например, начинают разрабатывать материнские платы — десктопные и серверные, и производство. Понятно, что им нужна техническая и инженерная поддержка, и Intel ее оказывает.


Ɔ. Есть ли какие-то принципиальные отличия российского рынка от рынков других стран?

На самом деле в России в целом мы наблюдаем те же тренды, что и в США, и на глобальном рынке. Но если все-таки попытаться найти отличия, то, например, игровой сегмент в России даже активнее, чем в мире и тех же Штатах. Тем более в связи с пандемией люди стали больше находиться дома и, соответственно, проводить время за онлайн-играми. Есть еще один сильный фактор роста в корпоративном сегменте — запрос на обновление парка старых ПК. В стране достаточно много компьютеров старше пяти лет, и в этом смысле у нас есть потенциал роста.


Ɔ. Да, когда выходить из квартиры нельзя или не очень хочется, что еще делать.

Приходится адаптироваться к виртуальному общению и досугу. Сейчас, например, особенно высок спрос на мощные геймерские ПК и геймерские системы. И я уверена, что он будет только расти. Во многом рост обусловлен и тем, что у нас на самом деле хороший интернет. Это, кстати, и один из основных драйверов развития облачного гейминга. Активно растут в целом облачные сервисы. В Европе есть устойчивая тенденция присутствия гиперскейлеров — больших международных компаний (типа Amazon AWS, Microsoft Azure, Google Cloud Platform), на базе которых создают мультиоблачные системы и фабрики данных. Однако, по нашим данным и оценкам аналитиков, их доля на российском европейском рынке облачных платформ — меньше половины, растет доля российских игроков. 


Ɔ. Кстати, сама компания Intel как-то реструктурировала свою работу в период пандемии? Изменились ли работа в офисе, отношения с партнерами?

Intel — глобальная компания, и понятно, что нам, несмотря на всю нашу технологичность, перевести сто тысяч сотрудников на полную «удаленку» совсем непросто. Традиционно мы поддерживаем мобильных сотрудников и практикуем работу виртуальных команд — люди находятся в разных странах, в разных часовых поясах, то есть они, в принципе, часто работают из дома, подключаются на встречи и собрания. С началом пандемии у нас был активирован так называемый антикризисный штаб. Он определяет стандарты безопасности, контролирует службы IT, назначает ключевых сотрудников в каждом бизнес-юните. Мне кажется, мы перешли на полностью удаленный режим работы достаточно профессионально. Но тут же есть еще такой момент — важно не только технически перевести сотрудников на «удаленку», но и сохранить командный дух в коллективе, чтобы не снизилась производительность, а связь с сотрудниками, системой и партнерами сохранялась.

С партнерами, конечно, были сложности, как и у всех. Все в виртуальном формате, все в звонках по Skype и Zoom. Тем не менее мы не отложили и не перенесли ни одного мероприятия, которое планировали для партнеров, все сделали в онлайне. В сжатые сроки все переформировали, провели много вебинаров. В ноябре организовали ключевое партнерское мероприятие в России — Intel Experience Day. Мы провели его виртуально, и участников было еще больше, чем прежде, — более тысячи человек.


Ɔ. Компания «ЛАНИТ-Интеграция» внедрила в 39 клиниках России систему удаленной координации медиков. Можете рассказать подробнее об этом проекте?

Intel в апреле анонсировала технологическую инициативу в поддержку решений, которые позволят справиться с пандемией или хотя бы помогут как-то улучшить ситуацию. Фонд составил 50 миллионов долларов. В рамках этой инициативы компания поддержала самые разные проекты по всему миру, в том числе и проект «Ланит». Сначала решение было протестировано в «Коммунарке» — главном коронавирусном центре Москвы. Врачам предоставили умные очки, которые оснащены компактной видеокамерой и экраном, они связываются с другими гаджетами в общей информационной среде, и работает это все на базе нашего мини-десктопного компьютера Intel NUC. То есть, надевая очки, медик ведет онлайн-трансляцию. Можно передавать файлы, видео и документы в режиме реального времени из «красной» зоны, где врач находится с пациентом, эксперту в чистой зоне; собирать в дистанционном режиме любые консилиумы для решения сложных кейсов. Соответственно, риск заражения для медиков и медэкспертов максимально снижается, а возможности для оказания помощи пациентам расширяются. Конечно, эта технология еще и очень хорошая возможность обучать персонал и консультироваться с врачами узкой специализации. Тот факт, что начали мы в одной клинике, а теперь более 39 ковид-центров работают с этой системой, — это правда здорово.


Ɔ. Будет ли развиваться эта инициатива?

Мы готовы эту программу поддерживать и дальше. Решение есть, и тут уже вопрос к клиникам, к медикам, к государству — насколько им это интересно. Но Intel поддерживает и другие направления, которые связаны с внедрением новых технологий в медицине. Например, международная группа ученых совместно со специалистами из Красноярского государственного медицинского университета занимаются разработкой базы аптамеров — кандидатов на роль противовирусных средств. Для исследования используются методы компьютерного моделирования с помощью суперкомпьютера от нашего партнера РСК, созданного на базе технологий Intel. В целом технологические инициативы — это не только про телемедицину и научные исследования. Это и про решения, связанные с онлайн-образованием, контролем санитарно-эпидемиологических норм. До пандемии существовали технологии видеоаналитики, но сейчас они находят свой новый, скажем так, угол применения: контроль ношения масок, контроль социальной дистанции на производстве, в офисных помещениях, в пищевой промышленности, датчики мытья рук — эти продукты и решения тоже в нашем портфолио.


Ɔ. Сейчас повсюду внедряют технологии искусственного интеллекта. Планирует ли Intel предложить что-то российскому рынку в этом направлении?

Весомая часть наших технологических решений строится на базе программного обеспечения для ускорения работы нейросетей — Intel OpenVINO, его разрабатывают в Нижнем Новгороде. Эти проекты рассчитаны на внедрение методов искусственного интеллекта, например, в сфере медицины: для борьбы с раковыми заболеваниями, в рамках ультразвуковых исследований. Мы реализуем их совместно с крупными партнерами, такими как Philips, Samsung и другими.

Понятно, что различные цифровые системы становятся все более и более востребованными, во многом в связи с онлайн-образованием, удаленной работой, потребностью в развлечении. Очень активно развиваются когнитивные технологии и сфера интернета вещей. Здесь мы безусловно обладаем и инженерной, и бизнес-экспертизой, оказываем поддержку компаниям, обмениваемся опытом, стараемся выявлять потребности бизнеса, самих клиентов, ведь миссия IT-сферы сегодня — максимальная помощь бизнесу, сделать так, чтобы бизнес-процессы не теряли эффективность. Огромное внимание, конечно, нужно уделять безопасности данных, что сейчас особенно важно. Улучшение каналов коммуникации с сотрудниками, с экосистемой, различные методы удаленной работы, удаленное управление процессами. Я считаю, что IT-сфера действительно выполняет очень важную сейчас задачу.


Ɔ. Главное, чтобы «великая изоляция» не привела к великому падению рынка.

Важно, чтобы она не привела к великому разобщению. Все процессы не должны останавливаться, и, мне кажется, IT может очень многие задачи решить. Конечно, мы находимся в начале пути, нам многое еще предстоит придумать и разработать. К сожалению, мы до сих пор не можем найти ответ на главный вопрос: как победить пандемию, как разработать нужные лекарства или вакцину? Но нужно стремиться решать эти проблемы, не бояться вызовов, помогать бизнесу и при этом максимально соблюдать требования ВОЗ. А для этого, в частности, внедрять бесконтактные пропуски, оплату и так далее. Нужно учиться работать с огромным потоком и массивом данных, чтобы эффективнее решать те проблемы, с которыми сталкиваются люди.

Беседовал Сергей Цехмистренко

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В чем принципиальная разница между цифровой зрелостью и цифровым инфантилизмом, объясняет Екатерина Солнцева — директор по цифровизации Росатома, эксперт конференции «Цифровая индустрия промышленной России»
Кажется, что слово «цифровизация» применимо только в связке с экономикой. Однако с недавних пор и сфера искусств смело шагнула в «цифру». О переходе музеев в онлайн-формат рассказала международный арт-дилер и независимый эксперт в области арт-диджитала Екатерина Шнайдер
Книга «Цифровизация: Практические рекомендации по переводу бизнеса на цифровые технологии» — сборник лучших статей журнала MIT Sloan Management Review. «Сноб» публикует статью Стивена Дж. Эндриоле