Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

Третья героиня проекта — 25-летняя ученая, аспирантка кафедры «Аэрокосмические системы» МГТУ им. Н. Э. Баумана Валерия Мельникова. В 2018 году Валерия стала лауреатом премии Правительства Москвы молодым ученым за разработки в области авиационной и космической техники, сейчас она проектирует наноспутники в молодежном космическом центре МГТУ им. Н. Э. Баумана. В интервью Валерия рассказала, почему выбрала это направление, над чем работает сейчас и хочет ли сама полететь в космос.

Никогда не отступай от мечты

Я из Тулы, там училась в инженерном классе в лицее. Мне всегда были интереснее точные науки, чем гуманитарные. Нравилось работать с числами и данными, математика всегда давалась хорошо. Учащиеся нашего лицея принимают участие в олимпиаде «Шаг в будущее», по ее результатам можно поступить в МГТУ имени Баумана. В старшей школе я тоже решила попробовать. Это был интересный опыт, но в Бауманку я не попала. Однако уже загорелась идеей учиться именно там и в итоге поступила по результатам ЕГЭ. Наверное, это хороший пример того, что не нужно сдаваться после первой неудачи. 

Я хотела стать именно инженером, была рада, что поступила в университет мечты, и мне было не так важно, в каком направлении развиваться. Я выбрала кафедру «Аэрокосмические системы». В процессе обучения заинтересовалась космической сферой и сейчас не представляю свою жизнь без этого.

Через Китай в космос

На третьем курсе я поняла, что просто учиться довольно скучно, захотелось чего-то большего. Тогда один из преподавателей предложил мне поучаствовать в научно-исследовательской работе в интересах «НПО Машиностроения». Так начался мой путь в науку.

Через год аспиранты кафедры, которые занимались созданием наноспутников, предложили мне присоединиться к их команде и подумать над применением в наноспутниках солнечных парусов — это такие зеркальные ленты, которые приводят в движение космический аппарат, используя давление солнечного света или лазера. Я согласилась, и на несколько месяцев мы погрузились в работу. У нас была молодая команда, поэтому мне не было страшно задавать какие-то глупые вопросы. И мы все очень горели проектом. Мы сделали маленький модуль солнечного паруса и отправились с ним на ежегодный конкурс Student Satellite Innovation Design в Китай. Там мы заняли первое место. Это вдохновляло на то, чтобы заниматься наукой и дальше, и мы решили сделать наноспутник целиком. 

Наноспутники часто используются для тестирования новых технологий в космосе. Их можно сделать за короткий срок, запустить на орбиту и получать свежие данные о состоянии и настройке оборудования. Это удобно, потому что не нужно платить за разработку большого спутника, на создание которого уходит пять-десять лет, и за время его разработки научный прибор может просто устареть.

Работает это так: спутник летит на орбиту, включает там научный прибор и с определенной периодичностью передает информацию с него на Землю. Ученые обрабатывают ее и таким образом могут, например, определить, насколько сильной была вспышка на Солнце и вызовет ли она сбои связи или электросетей. Данные также позволяют изучать космическую радиацию, которая негативно влияет на живые организмы и технику и создает преграды для дальних космических миссий. Наши исследования помогут найти эффективные способы защиты от нее. 

Через два года за развитие перспективной технологии солнечного паруса мы получили премию правительства Москвы. Все призовые деньги мы потратили на изготовление еще двух маленьких спутников, и в сентябре 2020 года наши спутники на ракете-носителе «Союз-2.1Б» полетели в космос. Сейчас мы работаем с данными, которые получаем со спутников, а также создаем следующее поколение устройств.

В 2018 году я поступила в аспирантуру Бауманки. В ближайших планах — кандидатская диссертация, тема будет связана с численным моделированием (созданием математической модели и ее исследованием) гидродинамики. Параллельно я преподаю в университете. Мне нравится, что я уже сейчас могу передать кому-то свои знания и опыт. И конечно, я продолжу работать над созданием спутников. 

Сексизм и полеты в космос 

Я не знаю, готова ли я сама полететь в космос. Одно дело — изучать его с Земли, другое — лететь туда самостоятельно. Это одновременно и моя мечта, и то, что вызывает страх: радиационные пояса и перегрузки вредны для здоровья. 

Если бы существовал более безопасный способ отправиться на орбиту, я была бы готова поучаствовать в пилотируемой космонавтике. Порой я слышу разговоры о том, что космос и инженерное дело — направления, на которые женщинам сложно прорваться. Но мне кажется, что в современном мире такие стереотипы уходят в прошлое. Хотя иногда я сталкиваюсь с недоуменными взглядами, когда в незнакомой компании рассказываю, чем занимаюсь.

В университете случалось, что одни преподаватели старой закалки говорили «девушкам здесь не место», а другие, наоборот, относились к студенткам более лояльно. Но таких примеров было очень мало, и это никак не помогало и никак не мешало идти к своей цели.

В нашей научной команде соотношение мужчин и женщин 50 на 50. И каждый хорош в чем-то своем. Мужчины, возможно, чаще генерируют идеи и предлагают какие-то концепции, а женщины, как люди более усидчивые, доводят их до ума. Хотя, конечно, бывает и наоборот. Я твердо уверена, что мужчины и женщины дополняют друг друга в рабочих моментах. Поэтому очень важно, чтобы в проекте работали и те, и другие.

Всем девочкам, которые мечтают заниматься наукой, я хочу сказать: не бойтесь и пробуйте. Потому что пока сама не попробуешь — не поймешь, твое ли это или нет. Среди инженеров сейчас очень много женщин, которые работают наравне с мужчинами, и на своем пути вы точно не будете одиноки.

Подготовила Саша Чернякова

Больше текстов о науке и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: