«Дистант подтолкнул детей к самостоятельности». Как пандемия сказалась на работе московских школ
Елена Савчук, директор школы №2005
До пандемии коронавируса онлайн-занятия в нашей школе были лишь дополнением к обычным урокам. Мы организовывали для старшеклассников лекции вузовских преподавателей, доцентов, профессоров. Не каждый из них мог приехать к нам лично, поэтому некоторые встречи с учениками проводились дистанционно.
С началом пандемии онлайн-формат стал основным инструментом работы учителя.
В марте 2020 года нам пришлось выбирать онлайн-платформу для проведения занятий. На учителей посыпались подборки ресурсов, ссылки и рекомендации: в каждом сервисе — свой интерфейс, в каждой программе — свой функционал. Для видеоуроков нужно было что-то одно, для домашних заданий и их проверки — другое, для тестов и контрольных — третье. Если раньше мы выбирали онлайн-инструменты, исходя из конкретной задачи, то теперь с их помощью нужно было полностью выстроить дистанционную технологию образования и сделать это быстро, чтобы дети не отстали от программы. Педагогам пришлось срочно осваивать новые приложения. Мы организовали курсы повышения квалификации, и учителя быстро адаптировались к новым условиям. Уроки велись через платформу видео-конференц-связи. Для подготовки к урокам учителя пользовались ресурсами «Московской электронной школы» (МЭШ), где можно выложить свои сценарии уроков и посмотреть наработки коллег, подборкой видеоуроков Городского методического центра и другими рекомендованными Департаментом образования и науки сервисами, вроде «Российской электронной школы», медиатеки «Просвещения», «Яндекс.Учебника». Ученики смотрели образовательные передачи на телеканале МосОбрТВ. Школа безвозмездно обеспечивала учеников ноутбуками и планшетами, если это было необходимо.
Конечно, было тревожно за здоровье детей и учителей. Был период, когда учителям приходилось выходить на замену, потому что много коллег заболевало. Иногда те, кто болел не так тяжело, продолжали вести занятия — это, конечно, подвиг. К сожалению, и дети, и учителя заболевают до сих пор, хотя и не в таком количестве.
Всем нам было трудно психологически — ученикам, учителям, родителям. Когда коллеги перешли на удаленную работу, я продолжала приходить в пустую школу. Было очень непривычно: никакого шума-гама, никакого привычного броуновского движения. Меня накрывало ощущение пустоты.
Мы все поддерживали друг друга, как могли: проводили онлайн-семинары, педсоветы, родительские собрания, классные часы. Конечно, поначалу дети радовались, что не надо идти в школу, но скоро заскучали и стали проситься обратно.
Нелегко в этот период было и родителям, особенно многодетным. Например, одному из пап пришлось в одиночку справляться с четырьмя детьми, пока мама-врач работала в изоляции. Хотя младшие дети ходили в садик, у него все равно голова шла кругом — быт сводил с ума. Он звонил и просил пустить детей в школу. Учителя на время становились психологами и помогали родителям выдержать этот сложный период.
Первое время учителям было непривычно, что их видят родители, бабушки, дедушки. Случались и казусы, когда кто-то из домашних невольно вмешивался в учебный процесс. Иногда родители ошибались чатами и отправляли преподавателям сообщения, адресованные другим людям. Однажды учитель информатики вместо ссылки на образовательный ресурс прислал ученикам ссылку на сайт цирка больших зверей. Они восприняли это с юмором, посмеялись и вернулись к онлайн-уроку. Дети дома поначалу часто отвлекались. Но потом все привыкли. Дети даже придумали, как доказать учителю литературы, что они выучили стихотворение, а не подглядывают в гаджеты: они закрывали глаза, когда читали стихотворение.
Последний звонок в прошлом учебном году мы отпраздновали онлайн: подготовили праздничную программу, ведущие — мальчик и девочка — управляли процессом из школы, а все остальные подключились к ним по видеосвязи нарядными и красивыми.
А как все радовались друг другу 1 сентября! Первое время детей было сложно успокоить — настолько они соскучились по живому общению. Правда, в октябре школам снова пришлось уйти на дистант. К этому времени МЭШ интегрировали с сервисом видеоконференцсвязи. Теперь, чтобы провести полноценный урок или внеурочное занятие, организовать проектную или групповую работу и в целом наладить учебный процесс, достаточно было открыть только одну программу. В первые дни, конечно, не обошлось без технических сбоев, но проблему быстро устранили. Интеграция двух платформ дала педагогам и учащимся новые возможности: учитель мог разделить класс на группы, показывать заранее подготовленную презентацию или работать с онлайн-доской, а ученики смогли показать свои работы, просто включив демонстрацию экрана.
Пандемия дала огромный толчок к развитию онлайн-сервисов и платформ для дистанционного обучения. И после возвращения к привычному формату занятий некоторые мероприятия мы оставили в онлайн-режиме, например, родительские собрания — это эффективно и экономит время всех участников.
Наша школа успешно справилась со всеми сложностями и по итогам 2019–2020 учебного года результаты наших выпускников на экзаменах сохранились на самом высоком уровне. Понятно, что дистант — вынужденная мера. Мы не ставим знак равенства между ним и традиционным обучением. Но это то решение, которое помогло нам спасти жизни и здоровье учителей и учеников.
Ольга Болотских, педагог-организатор
Я классный руководитель кадетского класса. В пандемию я освоила новые форматы работы. В стрессовой ситуации пришлось всему учиться быстро, но теперь стало намного проще. Работать из дома было удобно. Параллельно у меня шли серьезные онлайн-курсы переподготовки на педагога-психолога. Объем работы был внушительный, и я рада, что не пришлось тратить время на дорогу.
Конечно, во время урока хотелось видеть лица всех детей; смотреть на них через экран монитора было непривычно. Да и самим детям в школе веселее, потому что есть живое общение. Было приятно слышать от своих учеников: «Мы хотим в школу!»
Марина Сергиенко, родитель
У меня двое сыновей: младший в начале пандемии учился во втором классе, старший — в седьмом. Когда объявили режим самоизоляции, мы уехали за город. Поначалу было трудно организовать рабочие места для детей. Нужно было сделать так, чтобы они не мешали друг другу. Мы с мужем тоже работали удаленно и старались подстраиваться под расписание детей.
Школа быстро наладила дистанционное обучение. Все зависело только от желания детей учиться и от родителей, которым надо было их подталкивать. Старший сын уже самостоятельный, а вот с младшим было непросто. У малышей много домашних заданий, которые они делают на продленке с учителем. Я мечтала, чтобы младший скорей вернулся в школу, к привычному формату работы. И хорошо, что младшие школьники в итоге вернулись в школу раньше старшеклассников.
За время дистанционного обучения дети, конечно, немного расслабились. Им было лень вставать по утрам, могли вылезти из кровати за 15 минут до уроков. Но когда вернулись в школу, быстро вошли в прежний ритм.
Удаленка — хороший опыт. Она сплотила семью. У нас невольно появился лишний повод побыть вместе, потому что в обычные будни мы друг друга практически не видим. Кроме того, дистант показал, сколько труда вкладывают учителя, чтобы дети получали качественное образование при любом раскладе.
Елена Гарьева, учитель начальных классов
Дети разбираются в гаджетах и приложениях лучше, чем поколение 50-летних, поэтому у них на удаленке особых сложностей не возникло. А вот нам, учителям, пришлось адаптироваться.
Обучать младшие классы дистанционно нелегко. На тот момент я вела уроки у третьего класса: дети уже были адаптированы к обучению, не стеснялись задавать вопросы, если чего-то не поняли. Совсем маленьких детей было важно научить этому. Но, думаю, в итоге мы справились. Тем более, для младшей школы дистант длился относительно недолго.
В первые дни пандемии было несколько сбоев на платформах видео-конференц-связи, видимо, из-за возросшей нагрузки на сервис, ведь по сути такого сервиса с единой точкой доступа не существовало, но проблемы быстро устранили.Раньше у нас не было общего чата с детьми, а на самоизоляции он появился. Пользуемся до сих пор. Мы делились в чате на группы, работали над проектами и результаты выкладывали в соцсети — детям очень понравился этот формат. Когда я сказала, что классный час теперь будет онлайн, дети очень обрадовались. С родителями я была на связи 24/7. Если ребенок не понял материал или пропустил урок по уважительной причине, родители звонили мне, и мы с ребенком вечером изучали тему один на один. Родительские собрания тоже проводили онлайн — это оказалось очень удобно.
Татьяна Сизова, родитель
Период самоизоляции был нелегким. Из троих моих детей двое еще учатся в школе, в 11-м и в 6-м классах. Дистант подтолкнул детей к самостоятельности: вовремя встать, подключиться к чату, отправить домашнее задание учителю. Но ведь это дети, они могут филонить. Приходилось «включать маму» и проверять, чем ребенок занят. Это не всегда возможно, учитывая, что некоторым родителям, как мне, в пандемию приходилось работать не только из дома. Конечно, если бы часть обучения шла в школе, а часть — онлайн, было бы легче, но тогда просто не было другого выхода. Многие родители привыкли к тому, что можно привести ребенка в школу и забыть о нем до вечера. А тут деваться некуда. Зато теперь все родители поняли, какое это счастье — школа, и стали уважать учительский труд.
Подготовила Анна Алексеева
Вам может быть интересно:
- «Это война». Вторая неделя эскалации конфликта между Израилем и Палестиной
- Друзья Палестины. Почему российские интеллигенты разлюбили Израиль
- «Паства не хочет видеть меня либералом». Что бывает со священниками, которые поддерживают оппозицию
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь