Все новости
Редакционный материал

«Волгафест-2021»: кинетическое искусство, корабль-лекторий и берлинский стрит-арт на берегу реки

Несколько дней назад в Самаре завершилось одно из самых ярких для города событий — «Волгафест». Вот уже пять лет мероприятие традиционно открывает летний сезон. Автор «Сноба» Лидия Кравцова побывала на двух заключительных днях фестиваля, пообщалась с организаторами и узнала, чем живет Самара-городок
28 июня 2021 10:20
Фото: Пресс- служба

«Пристегните ремни безопасности и переведите все устройства в авиарежим». Мы летим в Самару. Еще в самолете мне удалось скачать приложение фестиваля, чтобы во время полета ознакомиться с программой на выходные. Смотрю афишу и впадаю в экстаз — было полной неожиданностью увидеть такой масштаб, да еще и в последние дни. 

Оказавшись на главной набережной города, я увидела вытянутую многоуровневую территорию, разделенную на множество зон. Проект намеренно отходит от классической фестивальной концепции, в рамках которой существует основная точка притяжения всех посетителей и где происходит большая часть событий. Сегодня это комплексное арт-пространство на пляже, где все активности идут параллельно и независимо друг от друга. «Наш проект создает для человека провокационную среду, разрушая обыденность, и делает все, чтобы поставить вас перед выбором — заняться тем, что привычно, либо попробовать что-то кардинально новое», — говорит арт-директор Фестивального городка Владимир Гурфинкель. В этом легко убедиться, фестиваль расположился на главном пляже города, люди приходят сюда за привычным отдыхом, но уже через некоторое время происходящее затягивает.

 Особое внимание привлекают металлические махины, пришвартованные на берегу — баркасы и спасательные шлюпки, прямиком из начала XX века. Один из таких артефактов оборудован под радиорубку, откуда ведущий приглашает прохожих «на поболтать», другой — под сцену «пляжного оркестра», аккомпанирующего балету на песке, третий стал лекторием. Удивительно, как можно использовать вещь, которая, казалось бы, имеет единственное назначение. По словам руководителя проекта Михаила Савченко, все это — одна большая отсылка к бурлакам, которые раньше тащили тяжелые суда против течения там, где не справлялись ни лошади, ни верблюды. Эти объекты доставили сюда со специальных кораблестроительных заводов.

На набережной было занятие для каждого, но несколько локаций вызвали особенный интерес. Одна из них — художественная инсталляция «Преодолевая границы», созданная приглашенным немецким художником Кристианом Аве. Это piece of art, состоящий из напечатанных работ художника за последние 10 лет, разорванных на фрагменты и перенесенных на стену. Это будто коллаж, и стена превратилась в необычный 220-метровый арт-объект. Из разговора с художником стало понятно, что часть работы была выполнена им самим, а другая — самарцами, приходящими на пляж и желающими поучаствовать в процессе создания арт-объекта. Если приглядеться, на стене сочетаются два цвета: синий художник интерпретирует как символ свободы, Волги, а красный — знак энергии, страсти и любви.

 В корнере Самарского филиала Третьяковской галереи гостей знакомили с кинетическим искусством: здесь проходили лекции и мастер-классы, организованные представителями музея. На сцене «Волна» можно было увидеть выступление группы Playtronica, использующей любые предметы — даже овощи — в качестве музыкальных инструментов. Более практические советы начинающим музыкантам дали лидеры индустрии в лекционном споте фестиваля. Одним из таких выступлений стала лекция Степана Казарьяна, основателя Moscow Music Week, соорганизатора фестивалей «Боль» и AWAZ. Он делился опытом организации собственных мероприятий, объясняя, как выбирал место для их проведения и что ожидает фестивальную индустрию сейчас, когда кажется, что вот-вот наступит новый локдаун.

Резиденция волжских городов — то, что отличает «Волгафест-2021» от всех предыдущих. В этом году Самара приняла своих братьев по Волге, а именно Нижний Новгород, Ульяновск, Казань и Саратов. Их павильоны были рассредоточены по всей территории фестиваля, а между ними курсировал экскурсовод, который рассказывал об особенностях культурной и повседневной жизни соседей и о том, что их объединяет между собой.

 Мы же решили организовать собственную прогулку, чтобы исследовать подробнее город, в котором оказались. Нашим проводником в жизнь Самары стал Алексей Тилли — один из организаторов «Волгафеста». Недолго думая, мы отправились в путь, первая точка — Фабрика-кухня. Памятник конструктивизма, построенный по проекту Екатерины Максимовой в 1932 году, практически полностью сохранился до сегодняшнего дня. Здание по форме представляет собой символ единства рабочих и крестьян — серп и молот. До 1940-х здесь располагался комбинат питания завода имени Масленникова (отсюда и происходит название Фабрики-кухни), который за смену мог накормить порядка 9000 человек. Затем помещение отдали под торговый центр, а после и вовсе забросили. За дело взялись самарские архитекторы, которые решили реновировать здание, максимально сохранив его исторический облик. Уже в следующем году здесь откроется филиал Третьяковской галереи, где будет представлено искусство XX–XXI вв. Алексей поделился наполеоновскими планами: в Третьяковке планируется открытие арт-резиденций, образовательного центра, кинозала, мастерских для художников. Работы самых именитых мастеров уже скоро заполнят 2000 м² выставочного пространства.

Музей модерна — следующий важный пункт для каждого новичка в Самаре. Музей расположился в особняке Курлиных — самой известной постройке в стиле модерн в городе. Это единственный в России музей, где так подробно рассматривается эволюция стиля модерн в живописи, архитектуре и моде XX века. Основная экспозиция располагается на первом этаже особняка, где воссоздали исторические интерьеры. Здесь также представлены уникальные предметы быта, созданные известной «Школой Нанси», коллекции из фонда музея Алабина, а также работы современных самарских художников.

 «Дом 77» — самый известный в городе арт-кластер. Здесь каждый творческий человек найдет занятие себе по вкусу: внутри пространства расположились репетиционные залы, ремесленные мастерские, коммуникационные агентства, тату-салоны, вокальные и танцевальные студии. Здесь все чаще организуют гаражные распродажи, свопы, импровизированные выставки резидентов. Дом открыт для всех желающих — можно пройти на территорию, прогуляться по этажам и стать очевидцем креативных процессов.

В Самару можно и нужно ехать летом. Ощущение большой реки рядом и праздничной атмосферы в городе захватывает дух и погружает в состояние take it easy. Жара, городские гуляния, качественная музыка в локальных заведениях стимулируют сюда вернуться.

Больше текстов о культуре, политике  и обществе — в нашем телеграм—канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь!

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Михаил Шевчук
С точки зрения политиков инциденты вроде того, что на днях произошел в Черном море, доказывают: холодная война и правда возобновилась. В такие моменты начинает казаться, что российские власти действительно хотели бы очередной героической обороны Севастополя — только для того, чтобы доказать: милитаристская пропаганда последних лет имеет под собой основания
Сборник «Без очереди» продолжает традицию книг «Москва: место встречи», «В Питере жить» и «Птичий рынок», которые выходят в «Редакции Елены Шубиной». Михаил Шишкин, Марина Степнова, Алексей Сальников, Дмитрий Воденников, Евгений Бабушкин, Сергей Николаевич и другие современные писатели вспоминают жизнь в Советском Союзе. «Сноб» публикует отрывок из рассказа Александра Гениса «Попутчик»
На Bookmate Originals одновременно в аудио- и текстовом форматах стартовал книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа». Домна — крепостная крестьянка. Хоуп — чернокожая рабыня на американской плантации. Их судьбы пересекаются, и при встрече героини понимают, что могут… обменяться кожей. Две судьбы, две параллельные истории, одна борьба за свободу и собственную идентичность. «Сноб» публикует третий эпизод нового романа Евгении Некрасовой, в котором Хоуп открывает в себе поэтический дар