Квир-теории, театр роботов и Роза Хайруллина. Самые интересные перфомансы фестиваля «Точка доступа»
Основная программа
Все перформансы и проекты демонстрируют и офлайн, и онлайн. При этом онлайн-продукт не дублирует живой перфоманс, это отдельная художественная единица и творческое высказывание.
Симулятор школы
Когда: 8–14 июля.
Где: общество «Знание» + онлайн, «ВКонтакте».
Зачем смотреть: чтобы поиграть в необычную ролевую игру.
Кому понравится: тем, у кого остались незакрытые гештальты в школе.
«Симулятор школы» — это и перформанс, и ролевая игра. Режиссер Петр Куркин руководит детским лагерем «Нить Ариадны» и не понаслышке знает, что такое работа с подростками. Он предлагает зрителям вместе с 17 перформерами и одним учителем поприсутствовать на уроке литературы и вновь окунуться в атмосферу школы. Ретроспективный взгляд на самого себя со стороны, попытка ответить на вопросы, на которые, возможно, не удалось найти ответы в прошлом, и просто ностальгия по тем незабвенным временам, когда, казалось, что все впереди и море по колено. История каждого зрителя оказывается вплетена в сюжетную канву спектакля. Часть игры — «распознать» себя. Для онлайн-формата будет создан специальный паблик «ВКонтакте».
Необъяснимы прекрасны. Перформансы прошлого сегодня
Когда: 10, 12, 17,20, 21, 22, 25, 26 ― офлайн, с 8 июля ― онлайн.
Где: место офлайн-события будет известно после регистрации на сайте.
Зачем смотреть: опыт прошлого отчетливее «высвечивает» настоящее.
Кому понравится: всем неравнодушным к перформативным практикам.
«Необъяснимы прекрасны» — самый загадочный проект фестиваля. Режиссеры Ваня Демидкин и Артем Томилов до последнего не сообщают зрителям, где будут проходить перформансы. Известно, что в общей сложности их будет восемь, показывать их будут в театрах, парках, барах и других городских пространствах. Какие-то перформансы имеют начало и конец, другие же могут длиться и без присутствия зрителя. В онлайн-версии создатели расскажут о подготовке каждого проекта в режиме текстового стрима. Цель режиссеров ― не просто реконструкция самых разных перформансов прошлого — от концептуализма и авангарда до феминистского искусства, — но и их адаптация к реалиям сегодняшнего дня.
Выходные бывают раз в неделю
Когда: 11, 18 июля ― офлайн, с 11 июля ― онлайн.
Где: Михайловский сад + онлайн.
Зачем смотреть: чтобы увидеть, какой прекрасной бывает старость.
Кому понравится: любителям театра кукол и прогулок по парку.
Известная художница, режиссер и сценарист, неоднократный лауреат премии «Золотая маска» Ксения Перетрухина совместно с артистами театра Karlsson Haus предлагает всем желающим (и тем, кто пришел на фестиваль, и тем, кто просто случайно оказался в парке) прогуляться в компании кукол-старичков. Куклы похожи на людей, только они не разговаривают, зато отлично проводят время: пьют чай, играют в шахматы, фотографируются и приглашают зрителей присоединиться к их досугу. Проект позволяет увидеть в старости особую красоту и притягательность, принять участие в опыте невербальной коммуникации, а еще глазами «кукол-пенсионеров» посмотреть на городскую среду и ее обитателей. Для онлайн-перфоманса создается специальный лендинг, где будут рассказаны настоящие истории кукольных прототипов.
Билет в кино
Когда: 15–26 июля ― офлайн, с 11 июля ― онлайн, 26 июля ― онлайн-премьера фильма.
Где: Киностудия «Ленфильм» + онлайн.
Зачем смотреть и слушать: чтобы узнать, кто и как делает кино.
Кому понравится: киноманам и феминисткам.
Театральная лаборатория «Вокруг да около» сделала масштабный документальный проект о женщинах в кино. Не режиссерках, а тех, кто остается за кадром: гримерах, осветителях, ассистентках — словом, о невидимых глазу участницах кинопроцесса. В течение долгого времени команда изучала архивы «Ленфильма» и брала интервью у тех, кто там работает. Офлайн-посещение предполагает просмотр фильма и аудиопрогулку по киностудии. В онлайне на сайте «Точки доступа» можно послушать подкасты-интервью, а в последний день фестиваля там же покажут и фильм. Рассказы работниц киноиндустрии, которых создатели проекта нежно именуют «кинокудесницами», ― не просто попытка отдать должное тем, кто обычно оказывается «за кулисами». Это совершенно иной взгляд на сам процесс создания любого фильма.
Бенефис Розы Хайруллиной
Когда: 17–22 июля — перфоподготовка, 23–25 июля — спектакли.
Где: Новая сцена Александринского театра, фойе Александринского театра + онлайн.
Зачем смотреть: чтобы больше узнать об отражениях и преломленном свете.
Кому понравится: любителям медитативных практик, моноспектаклей и поклонникам таланта Розы Хайруллиной.
Перформанс актрисы Розы Хайруллиной, над которым также работают саунд-артист Леон Целебровски, художник Анастасия Юдина и режиссер Сергей Чехов, растянется больше чем на неделю. Шесть дней подряд с 12:00 до 20:00 Роза будет сидеть за стеклом и представлять то ли живое, то ли неживое существо. То ли еще актрису, то ли уже нет. Она будет «отделяться» от своего образа или совокупности образов, созданных на экране, отрекаться от себя и искать себя новую, превращаться в живую инсталляцию. Любой сможет подойти и посмотреть. Что она вынесет из такого опыта, станет ясно во время спектакля: он станет итогом этой шестидневной перфоподготовки, и на нем каждый зритель сможет почувствовать, каково это — быть Розой Хайруллиной. Создатели проекта рекомендуют посмотреть обе части: тогда опыт символического взаимодействия с актрисой будет более полным. На сайте фестиваля будет онлайн-трансляция перфоподготовки актрисы.
Свободная программа
Северное сияние
Когда: 13 июля.
Где: отель Wynwood.
Зачем смотреть: чтобы разобраться со своей чувственностью и тайными желаниями
Кому понравится: любителям интерактива и тем, кто не боится открыто говорить о сексе.
«Северное сияние» ― независимый проект двух режиссеров: Елены Ненашевой и Вики Приваловой. В пространстве элегантного современного бутик-отеля зритель, проходя через разные пространства, сталкиваясь с инсталляциями, взаимодействует с артистами, ведет откровенный разговор на острые, для многих болезненные темы. Квир-теория, асексуальность, влечение, чувственность, табу. Создатели обещают, что разговоры не будут лишены юмора, и тем не менее предупреждают, что все, кому станет некомфортно и неловко в сложившейся ситуации, могут в ту же минуту покинуть отель.
Центр русской эмиграции
Когда: 13–17 июля.
Где: Екатерининское собрание.
Зачем смотреть: чтобы пройти все круги ада бюрократических проволочек.
Кому понравится: тем, кто хочет уехать из России.
Театральная компания с говорящим названием «Невозвращенцы» предлагает посетить «Центр русской эмиграции», организованный по принципу знакомых всем МФЦ или сервиса «Госуслуг». После покупки билета участникам предстоит выбрать услугу: либо он хочет уехать из России и жить в другой стране, либо, наоборот, вернуться на родину из эмиграции. А дальше начнутся бесконечные анкеты, кабинеты, очереди и прочая морока — в режиме реального времени. Зачем это делать? Наверное, чтобы ответить себе на вопрос: готов ли я ко всем этим трудностям ради переезда и чего я хочу на самом деле.
33 сестры
Когда: 14–18 июля.
Где: Никольские ряды.
Зачем смотреть: чтобы узнать, какие они — «три сестры» нашего времени.
Кому понравится: любителям задушевных разговоров.
Пермский театральный коллектив «Немхат», созданный в 2015 году на базе медицинского университета, работает с новыми формами взаимодействия со зрителем, занимается партиципаторными, иммерсивными практиками и site-specific проектами. «33 сестры» ― спектакль-разговор, состоящий из размышлений девушек о времени, личных проблемах, мечтах и желаниях. Проект вырос из эксперимента: создатели попросили желающих перечитать «Три сестры» Чехова, и ответить на вопрос «О чем эта пьеса?». 90% участников сказали, что в ней героини хотят уехать в Москву и постоянно ноют. Так родился спектакль «33 сестры» о «нытье» нашего времени. В пространстве Никольских рядов зрители смогут переходить от одной «сестры» к другой, слушать проникновенные монологи, находить в этих признаниях что-то общее со своими проблемами или, напротив, отвлечься от своих мыслей.
Робот Костя
Когда: 15, 16 июля.
Где: «Люмьер Холл».
Зачем смотреть: чтобы убедиться, что чеховская драматургия способна тронуть даже железное сердце робота.
Кому понравится: тем, кто верит в искусственный интеллект.
У перформанса сразу два режиссера: Иван Заславец и робот Костя. Настоящий робот, в которого загрузили всю найденную в интернете информацию о постановках чеховской «Чайки», весь огромный режиссерский опыт. Костя собрал команду актеров-роботов и под руководством программистов и медиахудожников приступил к собственным репетициям. Зрители увидят, что из этого получилось. Как неодушевленные существа «играют» одну из самых востребованных пьес мирового репертуара, опираясь на опыт великих предшественников, и как голоса этих предшественников периодически «врываются» в полностью автоматизированное пространство спектакля.
Теодицея на минималках
Когда: 20, 22, 24 июля ― онлайн, 21, 23, 24 ― офлайн.
Где: Никольские ряды + Zoom.
Зачем участвовать: чтобы научиться лучше ориентироваться в интернете.
Кому понравится: любителям соцсетей.
Руководитель проекта «Теодицея на минималках» ― Полина Колозариди, преподаватель Высшей школы экономики, одна из основателей «Клуба любителей интернета и общества». Она предлагает участникам разобраться в том, как работают поисковые системы в сети по ключевым словам (скажем, «это было невыносимо», «я не могу скрывать»). Люди делятся сложным, болезненным опытом с другими. Интернет дает всем возможность свободно высказываться, даже самым бесправным группам — любое выражение себя становится значимым и весомым. Эта новая реальность требует осмысления и анализа. Проект будет состоять из двух частей. Первая пройдет в онлайн-режиме: участники вместе с модераторами работают с хештегами, познают азы медиаисследования. Вторая часть― офлайн (по желанию) — состоит из читок, сформированных по итогам исследования текстов.
Подготовила Дарья Андреева
Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь