Гастроли фестиваля «Золотая Маска» в городе на Стрелке
Где показывают
В Нижнем Новгороде есть государственные театры, независимые команды и единичные кураторские проекты, но в целом эта сфера развита гораздо меньше, чем, например, современное искусство. Музей «Арсенал», который в прошлом году стал филиалом Пушкинского, галереи FUTURO и 9Б, мультимедиа-арт-пространство «ЦЕХ*» и нижегородский стрит-арт за пределами города знают, а театры — не особенно.
Почему театр оказался в тени? Потому что нет конкуренции и импульса делать больше, лучше, иначе. Нет азарта и борьбы за зрителя. У руля институций мало людей любопытных, исследующих, интересующихся. А иногда командам не хватает поддержки, компетенций или ориентиров.
Во многом благодаря тому, что в региональном Министерстве культуры стали появляться менеджеры, чувствующие время и знающие современное искусство, в театрах происходят изменения, эта среда становится более подвижной. В Театре юного зрителя поменялись главный режиссер и директор: сейчас они воплощают в жизнь новую стратегию. Получает поддержку частный Центр театрального мастерства. Театр оперы и балета выпустил необычный для города проект — оперу «Свадьба Фигаро» на языке оригинала, в декорациях нынешнего времени. Стали заметны независимые продюсеры (это уже не связано с инициативами чиновников, но показывает запрос на другой театр): например, в начале июня продюсер и куратор Анна Костян провела перформативную лабораторию «Я тебя не помню», приуроченную к выставке Алексея Старкова «Земля корчевателей. Пыль».
На пресс-конференции «Золотой Маски» главный режиссер ТЮЗа Алексей Логачев предположил, что после гастролей зрители, которые не могут ездить на спектакли в другие города, станут требовательнее к местным театрам — и тогда им придется поднять планку. Звучит логично. Только публика — все-таки не однородная масса.
Что показывают
Первым в программе фестиваля стоял «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко», поставленный в 2015 году Иваном Поповски. Режиссер, известный своими зрелищными и поэтическими работами, идет за текстом Шекспира и создает визуальный театр, где задача номер один — удивлять. В первой части спектакля мы видим циркулирующее, живое пространство. Свисающие с колосников занавески превращаются то в колонны, то в деревья, то в лианы. Легкая полупрозрачная ткань напоминает туман и волнуемую ветром траву. Девушки-музыканты в образах фей исполняют свои партии, паря над сценой. Но это вначале. Ближе к финалу все пары главных героев вступают в брак, который отменяет влюбленность — и объемный сказочный лес уступает место плоской картине с лесным пейзажем.
Спустя несколько дней в ТЮЗе показали «Старый дом» Центра драматургии и режиссуры. Режиссер Владимир Панков, руководитель ЦДР, основатель студии SounDrama и создатель одноименного жанра, в своем спектакле привычно соединяет драму и музыку. Музыкальность проявляется не только в песнях и звуковом оформлении, но и в полифонии голосов, на которые разложен текст пьесы Алексея Казанцева. Владимир Панков создает дополнительные сюжетные линии, а главные герои, Саша и Олег, живут одновременно в настоящем и прошлом, ощущая рядом свои юные альтер эго. Структура спектакля избыточно сложна, а градус эмоций неизменно высок — публике ни на минуту не дают передохнуть от песен, шумов и сильных актерских переживаний. Этот спектакль можно сравнить с декоративным кувшином, куда не переставая, под сильным напором хлещет из крана вода. В то же время ясно, что может подкупить зрителей: песни Окуджавы, шестидесятые, любовь, медийные лица — Елена Шанина и Елена Яковлева — и вовлеченность артистов.