Все новости
Колонка

Эколицемерие по-скандинавски. Что не так с появлением Греты Тунберг на обложке первого номера Vogue Scandinavia

12 Августа 2021 11:25
Обложка первого номера Vogue Scandinavia посвящена 18-летней экоактивистке Грете Тунберг. На страницах журнала — фотосессия на фоне природы, которую активно защищает Грета, и ее большое интервью. Однако запуск печатного журнала кажется верхом эколицемерия со стороны как скандинавских стран, так и самой Греты Тунберг

Девушка с обложки

Критиковать действия Греты Тунберг сложно. Во-первых, она еще ребенок, пусть и восемнадцатилетний. Во-вторых, у нее синдром Аспергера (одна из форм аутизма, характеризующаяся выраженными нарушениями социальной коммуникации и взаимодействия. — Прим. ред.). В-третьих, она уже несколько лет занимается экоактивизмом, вдохновляя своим примером в том числе и миллионы детей, и практически принесла в жертву свое детство — о чем сама говорит в интервью для Vogue Scandinavia. Все это, бесспорно, достойно уважения. Тем не менее многие действия Греты волей-неволей вызывают вопросы не только у ее критиков, но и у тех, кто активно поддерживает ее в борьбе за спасение планеты. 

Все началось с саммита ООН в США, эмоциональное выступление в рамках которого и прославило Тунберг во всем мире. До Нью-Йорка она добиралась на яхте из самой Швеции, потому что полеты на самолете вредят экологии из-за выброса CO2 в атмосферу. После выступления парусная команда Тунберг отправила на самолете сразу два экипажа, чтобы доставить яхту на место. 

После было фото из переполненного поезда, в котором Тунберг была вынуждена сидеть на полу среди багажа. На ее твит об этом отреагировалажелезнодорожная компания Deutsche Bahn, уточнив, что у Греты были куплены места в вагоне первого класса. Тогда экоактивистка ответила, что сидела на полу вагона из-за отмены поезда в швейцарском Базеле и смогла пересесть на свое место только в немецком городе Геттинген. При этом она добавила, что переполненные поезда — отличный знак того, что спрос на железнодорожный транспорт высок. 

Одновременно с этим многие стали говорить о том, что Грета — коммерческий проект, и ее отец — режиссер и продюсер — умело делает из дочери бренд. В 2020 году Тунберг подлила масла в огонь, объявив о регистрации своего имени в качестве товарного знака. Она объяснила это попыткой защитить себя от недобросовестных людей, пытающихся нажиться на ее имени. Однако многие усмотрели в этом подтверждение слухов о коммерциализации и скором появлении на рынке экотоваров «Грета Тунберг». 

Наконец, съемка в Vogue Scandinavia. Грета в роскошном бежевом пальто на фоне завораживающего леса гладит лошадь и рассуждает о будущем планеты, важности экоактивизма, лживости мира моды и губительном влиянии индустрии на планету. Правда, пальто, как и остальная одежда, брендовое, съемка сделана в лучших традициях глянца, а высокопарные слова о неискренности этой самой индустрии напечатаны в издании, дословный перевод названия которого — «мода». 

Индустрия одноразовой моды

Сама Грета, как и ее многомиллионная аудитория, как будто не замечает очевидного. В своем Instagram она разместила снимок с фотосессии со словами о том, что индустрия моды вносит огромный вклад в климатическую и экологическую катастрофу и влияет на бесчисленное количество рабочих, которые «эксплуатируются по всему миру, чтобы некоторые могли наслаждаться быстрой модой». Она также говорит о неискренности компаний, которые сегодня «тратят фантастические суммы и изображают себя “экологичными”, “этичными”, “зелеными”». В посте Грета называет это гринвошингом (вид маркетинга, в котором применяется «зеленый» пиар с целью ввести потребителя в заблуждение относительно экологичности продукции. — Прим. ред.) и настаивает на том, что невозможно одновременно массово производить модные вещи и говорить об устойчивом потреблении. 

Но не делает ли она то же самое, участвуя в съемке самого известного журнала в мире моды? Практически модной библии, стимулировавшей массовый интерес к индустрии и превратившей ее в многомиллиардный бизнес бесконечного потребления ненужных или, как говорит сама Грета, «одноразовых» товаров. 

На первый взгляд, лицемерия не замечают и издатели журнала. И если спрашивать с Греты, которая все еще подросток, кажется не совсем правильным, то к ним вопросы есть. Главный из которых — для чего в мире повсеместной диджитализации нужна печатная версия журнала. В современном мире в контексте борьбы с изменением климата, да еще и глобальной проблемы переработки отходов это кажется немыслимым. Тем более что Vogue Scandinavia рассчитан на страны (доставка осуществляется в Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию), где борьба с глобальным потеплением — не пустой звук, а одна из основных ценностей жителей и ключевой вектор развития общества. Та же Швеция — родина самой Греты — мировой лидер по переработке отходов: во всей стране на свалку отправляется только 0,8% из них.

How dare you?

Конечно, издатели говорят об осознанности и экологии. Буквально кричат о ней — это подтверждает, собственно, появление на обложке первого номера самой известной в мире экоактивистки, которую читателю представляют как «голос поколения». 

В инстаграм-постах Vogue Scandinavia используются фрагменты интервью, в которых Грета говорит об экоактивизме, необходимости изменений в индустрии для спасения планеты. Заказать печатный номер можно только онлайн, чтобы «уменьшить отходы газетных киосков» от непроданных номеров. При переходе на сайт можно обнаружить трогательное «зеленое» видео о создании журнала. Печатается он на бумаге, сделанной из финских деревьев. На месте одного вырубленного дерева сажают два саженца (правда, березы, показанные в видео, растут несколько десятков лет, о чем там не говорится), чтобы «быть уверенными, что мы отдаем больше, чем берем». Для доставки номер упакуют в экологически чистую обертку без пластика, поэтому в конце видео нам скажут, что с гордостью представляют одно из самых осознанных печатных изданий на планете. 

В одном из постов опубликованы следующие слова: «Мы понимаем, что ни одно печатное издание никогда не может быть полностью экологичным, но приняли все меры, чтобы используемые материалы оказали минимальное воздействие на нашу планету». 

В этом предложении и заключается парадокс. Фактически нам открыто говорят, что издание журнала вредит экологии, но без стеснения продолжают спекулировать темой экологии и образом Греты. И неважно, сколько деревьев будет посажено в Финляндии, как много статей, меняющих мир к лучшему, появится на печатных страницах и сколько слов о спасении планеты будет в них сказано. Запуск печатного журнала в XXI веке, когда мир практически стоит на пороге экологической катастрофы, да еще и под эгидой «мы такие эко-эко» — это и правда абсолютное эко-эко. Абсолютное капиталистическое эколицемирие. 

Тем более что по соседству с Гретой все те глянцевые продающие съемки: вот норвежская актриса Кристин Фросет показывает нам Нью-Йорк, то попивая лимонад из пластикового (!) стаканчика, то сексуально облизывая жемчужные бусы со здоровенной эмблемой Chanel, вот фотоотчеты с Недели моды в разных странах, а вот статья о возвращении в моду «ревущих 1920-х», на главном фото — модель в воздушном платье Dior за 80 000 евро. Все это никак не клеится с разговорами издания об  экологичном потреблении и их «новом осознанном подходе» к модной индустрии, лидерами которого они себя называют.

Глянец остается глянцем даже в скандинавских странах — многомиллиардным модным бизнесом в зоне серой морали, который готов говорить на своих страницах о проблемах экологии, правах ЛГБТК+ сообщества, феминизме, важности расового многообразия в моде, бодипозитиве, вегетарианстве, новой этике — да о чем угодно, что волнует общество. Главное — чтобы это общество продолжало покупать. Ну а ценности всегда можно подретушировать. 

В случае же с Гретой все не так однозначно. Как сложится ее активистское будущее? Вернется ли она в школу, которую бросила из-за пикетов на тему изменения климата? Успешный ли она проект в руках взрослых влиятельных людей? Ждут ли нас в скором времени биоразлагаемые эковещи от бренда «Грета Тунберг»? Наконец, понимает ли сама Грета глубоко внутри, что съемка в бумажном издании в брендовой одежде, массовое производство которой вредит планете, не вписывается в эту борьбу? Или все же она слепо убеждена в своей непогрешимости и праведности этой самой борьбы? Покажет только время.

Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Автор телеграм-бота «‎Глаз Бога» Евгений Антипов сотрудничает с правозащитниками и получает грамоты от силовиков. Экосистему его детища на 23 миллиона пользователей блокируют по решению РКН, но «Глаз Бога» не закрывается. «‎Сноб» рассказывает о самом неожиданном герое современного Рунета‎ и его скандальном проекте
Сергей Николаевич
13 августа в швейцарском Локарно в рамках Международного кинофестиваля состоится долгожданная премьера нового фильма Глеба Панфилова «Сто минут из жизни Ивана Денисовича» по эпохальной повести Александра Солженицына. О принципиальных отличиях оригинала и экранизации, об истории отношений писателя и кинорежиссера, а также почему на главную роль был выбран Филипп Янковский, размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич