Детский сад. Как мотивировать и развивать педагогов, чтобы они не выгорали
Дать возможность развиваться
Вопрос выгорания в дошкольном образовании (ДОУ) стоит очень остро. Как бы педагоги ни любили детей, но получать удовольствие от того, что ты постоянно напоминаешь малышам, как держать ложку или завязывать шнурки, довольно сложно. Так или иначе рутина занимает значительную часть в жизни педагогов. В то время как человеку нужно чувствовать, что он развивается. Важно выстраивать рабочий процесс таким образом, чтобы у педагогов были более значимые цели или сверхзадача.
Они должны видеть траекторию своего развития: освоение смежных специальностей, изучение новых программ, обмен опытом с коллегами, наставничество. У педагога-методиста, например, должна быть возможность заниматься разработкой новых обучающих программ и следить за их исполнением. Это могут быть самые разные креативные подходы: внедрение театральных, художественных, спортивных и психологических методик для развития социального и эмоционального интеллекта у детей. К примеру, в нашем саду методист Ирина Мальцева — буквально креативный директор. Она автор современной методики «Компакт-технологии для дошкольников» и более двухсот книг и монографий. Работая на постоянной основе в саду, она может проверять на практике новые идеи, проводить тренинги для педагогов, организовывать исследовательскую и научную работу в коллективе.
Профессионалам очень важно публиковаться, выступать на конференциях и форумах, обмениваться опытом. Обычно это ведущие специалисты в своей области — обращайте на них внимание и привлекайте в команду. Именно они являются путеводными звездами и производителями смыслов для педагогов-практиков.
Тайм-ауты для поддержания психологического и физического здоровья
Счастливый, интеллектуально и эмоционально наполненный педагог способен дарить радость и вовлекать детей в интереснейший процесс обучения. Этого невозможно добиться без обеспечения и контроля физического и психологического здоровья ваших учителей. Человек не может постоянно «гореть» работой, ему обязательно нужно брать паузу. Особенно это касается педагогов, которые практически не выключаются из процесса коммуникации. По этой причине во многих крупных компаниях для сотрудников оборудован спортзал, есть пространства для отдыха. Полчаса на тренажерах или в капсуле сна предупреждают утомление и восстанавливают умственную работоспособность. Безусловно, сады и школы не обладают такими ресурсами, но возможность подремать 20–30 минут (пока дети спят) или отдохнуть с чашкой чая у воспитателей должна быть обязательно.
Помимо физической перезагрузки сотрудников важно следить и за их психологическим здоровьем. В основном учителя настроены на эмоциональное благополучие детей и часто не замечают тревожные сигналы собственного психологического настроя. Профессиональное выгорание подбирается на «мягких лапках», незаметно. Здесь важно проводить просветительскую работу, анкетирование, психологические сессии. Например, наши сотрудники с большим интересом ходят на тренинги саморегуляции. Они пишут конспекты, учатся распознавать у себя апатию, нервозность и начинают понимать, когда и зачем им нужно обращаться за дополнительной консультацией к специалисту. Такие собрания помогают создать культуру, в которой искренние вопросы о благополучии коллег вплетены в повседневную практику.
Уход от ненужной конкуренции
Желание соревноваться заложено в человеческой природе, но нужно отдавать себе отчет в том, что конкуренция может стимулировать нездоровые отношения в коллективе. Рейтинги педагогов и публичное премиальное стимулирование может привести к нарастанию чувства соперничества, саботажа и зависти.
Педагоги перестанут помогать друг другу, не будет преемственности, наставничества, а без этого невозможно сохранить здоровую атмосферу в коллективе и общий высокий профессиональный уровень. Преодолеть такой формат конкуренции можно с помощью открытых уроков, круглых столов, регулярных коллективных мероприятий, где каждый педагог рассказывает о своей работе, о позитивных результатах или делятся проблемами и трудностями. Именно признание коллег стимулирует поиски новых, необычных решений и повышение профессионального уровня.
Педагогов могут мотивировать совсем разные вещи, поэтому крайне важно предоставить им возможности для реализации своего потенциала. Ведь в первую очередь это положительно скажется на детях, с которыми они проводят так много времени.
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь