«Обрусевшие» роллы. Как россияне полюбили японскую кухню
Неяпонская кухня
Японская кухня пришла в Россию с Запада. После Великого землетрясения Канто в 1923 году, практически полностью разрушившего Токио и Иокогаму, оставшиеся без жилья японцы массово эмигрировали в Европу и США, привезя туда и свою традиционную кухню, включающую «хосомаки» — «комочки» с рисом и сырой рыбой, обернутые сверху листом нори, или «классические суши», как их называют в России.
Суши заинтересовали европейцев и американцев, однако им было непривычно есть сырую рыбу, и ее заменили слабосоленой. Изменились и сами суши: на смену монороллам с одним ингредиентом (тунец, лосось, угорь, чука или огурец) пришли «американизированные» роллы. «Филадельфия», «Калифорния», «Аляска» — это составные роллы, вывернутые «наизнанку», c большим количеством ингредиентов, появившиеся в 80-х годах в США. Они скручены так, что лист нори находится внутри, а сверху ролл обернут рыбой, или обсыпан икрой либо кунжутом. Внутри, в зависимости от ролла, — сыр «филадельфия», крабовое мясо или палочки, икра, авокадо или огурец.
В это же время суши и роллы пришли в Россию: в 1980 году в Москве открылся первый ресторан японской кухни «Сакура», в 90-е годы японская кухня начала распространяться в крупных городах страны, но пик популярности пришелся уже на XXI век.
Из лакшери в масс-маркет
Изначально рестораны японской кухни в России были ориентированы на клиентов с высоким доходом. Первые сетевые заведения в более демократичном ценовом сегменте — «Планета Суши» и «Якитория» — появились в столице только на рубеже веков. Причем в начале 2000-х суши-бары пользовались популярностью у более зрелых обеспеченных людей, а сегодня больше половины посетителей — молодые люди 26–40 лет.
В середине 2000-х потребление суши различалось в зависимости от ценового сегмента заведения: в дорогих ресторанах зачастую они воспринимались как закуска перед другими блюдами, в появившиеся сетевые рестораны гости приходили именно для того, чтобы поесть суши.
При этом потребительские предпочтения россиян оставались достаточно простыми и «американизированными» и имели мало общего с традиционной кухней Страны восходящего солнца: в фаворе «Филадельфия» и другие роллы, вывернутые «наизнанку».
Распространение сетевых точек привело к тому, что в меню стали появляться не только «классические» роллы с морепродуктами и рыбой, но и блюда с более привычными для россиян ингредиентами: курицей и беконом. Для снижения затрат в роллы стали добавлять менее дорогие виды рыбы и крабовые палочки. Заменители удешевляли продукт и делали его более доступным для потребителей с самым разным уровнем дохода.
Разнообразная начинка стала существенным отличием российских роллов от японской кухни во всем мире. В России в роллы добавляют буквально все: от озерной щуки, окуня, манго или банана до курицы, крабовых палочек, укропа и часто майонеза. При этом россияне, как и американцы, относятся к сырой рыбе настороженно, поэтому в «обрусевших» роллах используется малосольные или копченые варианты.
Развитие сегмента суши в России пришлось на появление предпринимателей «новой волны», которые открывали заведения для таких же, как они. Молодые люди приходили в эти рестораны, смотрели, как все устроено, и загорались идеей открыть что-то подобное в своем городе. Наравне с распространением франчайзинговой модели это повлияло на популярность суши во всей стране, и заказывать их в офис, на вечеринку или на праздник стало традицией.
В 2021 году в российских городах-миллионниках насчитывается в среднем около 250 заведений (рестораны, бары, доставки) японской кухни. Например, по данным сервиса 2GIS, в Казани их 261, в Екатеринбурге — 320, в Самаре — 245, Уфе — 219, а в Перми — 298. И эти цифры ежегодно растут.
Тренд на «настоящее»
Сегодня российский рынок развивается в двух направлениях. С одной стороны, суши стали одним из видов фастфуда, который скрасит вечер компании или решит проблему с ужином: 80% тех, кто заказывает суши и роллы, делают это, чтобы не готовить дома. Чтобы удовлетворить таких потребителей, появляются сети и отдельные игроки, ориентированные в первую очередь на сотрудничество с сервисами доставки и массовый сегмент: сытные наборы роллов из привычных недорогих ингредиентов по доступной большинству цене.
С другой стороны, все больше точек возвращаются к исходной концепции японского минимализма: дорогая свежая рыба, немного риса и ничего лишнего. В меню все чаще появляются и дорогостоящие сашими — тонкие ломтики сырого рыбного ассорти и других морепродуктов. Связано это в том числе с растущим интересом общества к здоровому питанию. Согласно исследованиям, доля людей, интересующихся составом еды, растет с каждым годом. Так, почти четверть россиян придерживается той или иной диеты, а более 40% заявляют о своей приверженности к здоровому питанию.
Тренд на японский минимализм активно развивается в столице и постепенно приходит в города-миллионники. Однако малые города все еще предпочитают «обрусевшие» роллы.