Должны ли у детей быть обязанности. Продолжение
На прошлой неделе я предложила читателям поговорить об обязанностях детей. Поводом к тому стали две истории из моей личной практики, в которых подростки жаловались на родителей и в том числе на то, что их заставляют помогать. Отзывы родителей я читала с удовольствием, но и с удивлением тоже. Интересно, почему большинство зациклилось на готовке-уборке? Ведь это вовсе не было задано изначальным текстом, да и в середине дискуссии я еще раз попыталась уточнить и чуть-чуть расширить тему. Но все равно… Причем ведь практически сразу все согласились, что быт большинства людей за последние сто лет изменился кардинально в плане необходимости вкладывать в него время и усилия всей семьи. Значит, и обязанности должны были поменяться? Ведь менялись же в обществе представления об обязанностях родителей, правда? И теперь это не только накормить-одеть, не жалеть розог и воспитать в страхе Божьем. Что-то другое? Значит, параллельно что-то похожее на эволюцию должно было и с детскими обязанностями случиться. И теперь это не только и не столько «порося накормить, пол подмести, кудель спрясть». Однако обсуждение в значительной степени все равно почему-то крутилось именно вокруг порося, пола и кудели. А если не они, то и вообще ничего. Странно.
Две мысли, прозвучавшие в дискуссии, мне хотелось бы отметить особо и за них поблагодарить. Первая «учеба — это не обязанность, а право ребенка» (простите, не сумела найти, кто из читателей это написал, но это важно, и я запомнила). И вторая, от Аллы из Англии: «Всегда было понимание — нас любят, просто мы в семье пока “младшие”, “старшими” мы будем в своих семьях. Такое ощущение “младшести” давало и чувство защищенности: наше место второе, но и спрос с нас — второй, основная мера ответственности за все пока на родителях».
Теперь — взгляд с другой стороны, со стороны детей и подростков, — мне показалось, что так будет честно.
Я опросила 70 детей и подростков от 8 до 17 лет. 35 мальчиков, 34 девочки, и еще один человек (девочка по кариотипу) категорически потребовал, чтобы я обозначила его в своей статистике как небинарную персону, что я и делаю. 30 человек я опросила офлайн, четверо подвернулись мне по скайпу, а остальные — это онлайн-опрос.
Вопрос для всех детей и подростков был один и тот же и формулировался так:
«У всех взрослых членов общества, в том числе у твоих родителей, есть определенные обязанности. А как ты думаешь, есть ли обязанности у детей — да или нет? Если твой ответ “да”, то какие это обязанности, в чем они заключаются? Перечисли, пожалуйста».
Восемь детей (те, что помладше) попросили меня уточнить, что такое обязанности, и привести примеры. Остальные сразу ответили. И вот что получилось у меня в результате:
Семеро детей (получается, каждый десятый) на мой вопрос ответили отрицательно: нет, у детей нет никаких обязанностей. Обязанности — это для взрослых. Вот когда дети вырастают и становятся взрослыми, тогда да, тогда у них обязанности, конечно же, появляются. Один из отрицательных ответов (мальчик, 15 лет) приведу полностью: «Нет, у ребенка нет никаких обязанностей. Потому что ребенок настолько несвободное существо, он настолько сам ничего не решает, что бы там родители и другие ни говорили, что еще и навешивать на него обязанности, как на взрослого, было бы уж совсем несправедливо и не в тему».
Еще один ответ неопределенный, его тоже полностью приведу: «Не знаю, иногда мне так кажется, иногда по-другому. А у взрослых точно всегда есть обязанности? Вот мой отец бросил нас с мамой, когда мне было девять месяцев, и теперь раз или в два в год проявляется, когда захочет, иногда подарок принесет. А алименты почти не платит, потому что работает неофициально. У него есть обязанность или нет?»
Все остальные ответили положительно: «Да, у детей, как и у взрослых, есть обязанности».
Что же это оказались за обязанности?
Увы нам, дети — имитаторы. Абсолютное большинство детских ответов оказалось полной калькой, зеркалом взрослого мира. В общем-то этого, конечно, и следовало ожидать.
39 ответов типа «главная обязанность ребенка это — хорошо учиться» и даже «получать хорошие отметки и не получать двоек совсем».
48 горделиво-наивных рассказов о том, как они лично хорошо помогают мамам и бабушкам мыть посуду, как каждый день застилают свою кровать, убираются у себя в комнате и регулярно выносят мусор.
Семь логичных повествований, как авторы имеют обязанность и прилежно ухаживают за домашними животными (хомяком, крысой, кошкой, улитками), которых им по их просьбе завели родители. (Интересно, что во «взрослой» дискуссии домашние животные, кажется, вообще не были упомянуты. Или я пропустила?)
Немного интереснее раздумья опрошенных мною детей и подростков о том, что должны делать не лично опрошенные, а «дети вообще». В основном это, конечно, все про ту же учебу и банально-архетипическое:
«дети должны помогать родителям по хозяйству»,
«если сумка тяжелая, то мальчик должен маме помочь поднести»,
«должны помогать накрывать на стол и принимать участие в подготовке семейных праздников».
(Родителям на заметку: они еще считают все это правильным и нормальным для всех детей, в том числе и для себя, и этим можно воспользоваться для выработки полезных навыков!)
Но есть и более оригинальные, осторожно выходящие за пределы «взрослой» дискуссии (может быть, это и есть эволюция?) наметки:
«ребенок должен внимательно смотреть вокруг себя и всему учиться»,
«обязанность ребенка — стать верным другом и хорошим сыном или дочерью»,
«обязанность ребенка — выслушивать родителей и прародителей, даже если они вроде бы ерунду говорят и по сотому разу. Вдруг потом пригодится?»,
«дети должны все время расти, это их главная обязанность»,
«я так понял, что основная обязанность ребенка — это оправдывать ожидания родителей, ну или хотя бы вид делать, что оправдывает».
И даже совсем напрямую (возрадуйтесь или ужаснитесь):
«Обязанность ребенка сделать так, чтобы все то, что в него вложили родители, пока его растили, не прошло впустую».
«Кажется, обязанность современных детей — быть все время счастливыми. Иначе родители расстраиваются. Я вот всегда вру маме, что у меня все хорошо. Бабушка говорит, что раньше такого не было, зато надо было воду греть и огород полоть».
Есть над чем подумать, правда?
И в завершение три детских ответа, которые оказались уж почти окончательно «взрослой» дискуссии перпендикулярны:
«У детей и взрослых обязанности одинаковые, и все они изложены в заповедях, которые Бог дал Моисею. Если их соблюдать, то все будет хорошо».
«А зачем и как тут различать детей и взрослых? Все должны соблюдать правила дорожного движения, так? Это обязанность? Все должны стремиться врать поменьше, так? Не воровать, держать слово. Не делать другому, чего бы тебе не хотелось, чтоб с тобой делали. Ну и еще всякое такое. Порядочный человек — он и есть порядочный, хоть он ребенок, хоть кто. Бывает такая обязанность — быть порядочным человеком, или хоть стараться им стать изо всех сил?»
«Главная обязанность любого человека, взрослого или ребенка — это сохранять природу. Каждый на своем месте, каждый день, кто что может. Если мы этого не будем делать, то погибнем вместе со всей планетой. А жалко — Земля очень красивая».
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь