Почему локдаун и перевод на удаленку — это временная и недостаточная мера

Попытки властей оградить людей от лишнего взаимодействия друг с другом, остановить работу общественных заведений и всех, кого возможно, «отправить по домам» — это хорошие, действенные способы замедлить распространение инфекции. Однако невозможно всю оставшуюся жизнь находиться в состоянии локдауна или работать из дома: не для всех специальностей это подходит, не для всех организаций. К тому же это наносит удар по ряду отраслей бизнеса. Соответственно, нужно искать способы сформировать иммунитет, чтобы преодолеть эпидемию. Локдаун и удаленка этому никак не способствуют.

В 2020 году, когда большинство российских компаний перешли на удаленную работу, уровень заболеваемости упал на 36%. Однако уже осенью 2020-го, после снятия ограничений летом, ситуация с COVID-19 снова ухудшилась. Настолько, что получила более масштабный и резкий рост числа заболевших, и показатели оказались выше весенних. Это одно из главных подтверждений того, что стоит даже частично отменить удаленку и позволить бизнесу работать в прежнем режиме, как пандемия сразу напоминает о себе.

На примере ряда стран можно увидеть, что возвращение к нормальной жизни и функционированию бизнеса возможно — при условии массовой вакцинации. В Исландии сняли все ковидные ограничения в июне 2021-го, когда 60% населения оказались привиты, а 87% населения получили минимум один компонент из двух. Власти Финляндии объявили о намерении снять все ковид-ограничения в стране, когда будет привито 80% населения. С ограничениями внутри страны попрощалась Дания, где уровень вакцинации достиг 70% жителей страны. 

Фактически путей выхода из пандемии всего два. Первый — ждать, когда все переболеют и за счет этого сформируется коллективный иммунитет. Вариант довольно долгий и рискованный из-за возможности развития новых штаммов вируса и новых волн эпидемии. Второй путь — прививаться. Он оптимальный за счет формирования коллективного иммунитета и снижения заболеваемости не естественными темпами, а форсированно, через формирование иммунитета вакциной.

В пользу вакцинации

Одна из ключевых причин, по которой массовая вакцинация неизбежна для бизнеса, — дотации и поддерживающие меры от государства не решат проблему в долгосрочной перспективе, невозможно субсидировать население постоянно. Кроме того, не все отрасли бизнеса субсидируются. А некоторые сферы из-за вновь растущих цифр заболеваемости находятся под большим давлением.  

Медицина пока выдерживает нагрузку, потому что многие вещи переведены в онлайн без потери качества оказания услуг, да и в целом ценность сферы здравоохранения в пандемию возросла. Увеличилась при этом и нагрузка на этот бизнес, но в этом есть и вызов для здравоохранения, возможность показать, что система способна помогать максимальному количеству людей. При этом медицинский бизнес стабилен в том смысле, что спрос на медицину не исчерпается в любой ситуации — более того, сейчас это отрасль, критически важная для экономики и позволяющая быстрее преодолеть эпидемию.

Долгосрочное пребывание людей дома приводит к сокращению или потере доходов, снижается покупательская способность населения, что напрямую негативным образом влияет на бизнес и экономику. Чтобы понять зависимость экономики от пандемии, достаточно посмотреть на сокращение товарооборота между странами. И восстановление туризма, как одной из самых пострадавших отраслей, без массовой вакцинации тоже невозможно. 

Трудности и особенности процесса вакцинации

Главный аргумент в пользу прививок — высокая эффективность и безопасность вакцины, подтвержденная клиническими исследованиями в краткосрочной перспективе. Российская вакцина «Спутник V» одобрена Минздравом: опубликованы результаты первой, второй и третьей фаз клинических испытаний на добровольцах. О них написал один из самых авторитетных научных источников — журнал Lancet: там сказано, что вакцина на 100% защищает от среднего и тяжелого течения заболевания. Тем не менее у населения масса вопросов о прививке и высокий уровень недоверия к ней. И есть люди, которые категорически против прививок.

Корень проблемы — недостаточный объем разъяснительной работы с населением: людям нужно давать объективную информацию, а ее мало. Не обязательно убеждать, делать массированную кампанию на тему вакцинации, пропаганду. Это скорее вызовет обратную реакцию, потому что получается прессинг, а ответом на него всегда становится сопротивление. Люди сами сформируют свое мнение — достаточно дать им объективную информацию. Именно поэтому, например, медицинскому бизнесу важно активно работать с действующими клиентами и пользователями, отвечая на все их вопросы о вакцинации, по возможности привлекая медицинских экспертов, рассказывать о нюансах вакцинации в СМИ — о самой вакцине, о противопоказаниях и о том, кому перед вакцинацией нужно проконсультироваться с лечащим врачом.

Также важно сделать процесс вакцинации максимально простым и доступным каждому желающему — и у властей это действительно получилось: сегодня привиться можно быстро и в удобном месте — в парках, в ТЦ и так далее. 

Прогнозы и перспективы вакцинации

Маловероятно, что вакцинация в итоге станет обязательной для всего населения. Хотя подобный запрос от бизнеса уже существует, невозможно заставить всех сделать прививку. Во-первых, есть ряд строгих противопоказаний и, соответственно, категория людей, для которых это просто опасно. Во-вторых, нет глобального смысла в поголовной вакцинации — коллективный иммунитет может быть достигнут даже без 100% привитого населения. А именно это является целью всего: позаботиться о коллективном иммунитете. По разным прогнозам, он вырабатывается при уровне вакцинации в 60% или 80%. Фактически вакцинации будет достаточно и для восстановления бизнеса. Хотя для особо пострадавших сегментов — например, HoReCa — не будут лишними и дополнительные меры поддержки со стороны государства. Но большинство отраслей «придут в себя» и без этого, главное — добиться коллективного иммунитета. Конечно, мы не можем ожидать, что вот сейчас все, у кого нет противопоказаний, вакцинируются, и всё сразу восстановится. Это процесс долгий. Но примерно за год, полагаю, экономическая ситуация для бизнеса выровняется.

Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о здравоохранении и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь