Как благотворительность становится частью повседневной жизни. Интервью с пресс-секретарем Дептранса Аленой Ереминой
Ɔ. Во многих интервью вы говорили, что транспорт сегодня — больше, чем транспорт. Что вы имели в виду?
Транспорт — это то, что нас всех объединяет: меня, вас и Ивана Сергеевича, моего соседа. Практически любой человек, живущий в Москве, каждый день проводит не меньше часа в городском транспорте. Помимо того, что мы обязаны вас безопасно перевезти, вам в пути должно быть комфортно и интересно. Время на поездку из одной точки в другую не должно становиться «потерянным» — у вас должна быть возможность заняться своими делами. А если их в этот момент нет — мы готовы прийти на помощь и предложить контент, который «наполняет» пространство городского транспорта. В этом нам помогают экраны, социальные сети, мероприятия и акции.
Ɔ. В телеграм-канале Дептранса периодически появляется информация о благотворительных инициативах департамента. Как вышло, что вы решили этим заняться?
В начале пандемии как-то само получилось, что угол зрения сместился. Мы поменяли формат празднования Дня Московского транспорта, а потом активисты стали приносить идеи и темы. Я ужасно благодарна своему руководителю, Максиму Ликсутову, что он сначала нас просто поддержал, а потом уже стал и сам предлагать проекты и часто подсказывает какие-то неочевидные решения.
Вообще, если интересоваться темой благотворительности на уровне «мне в инстаграме предлагают милого котенка спасти», хочется держаться от нее подальше: понимаешь, что всем помочь не получится, расстраиваешься и предпочитаешь вообще ничего не делать. Мое личное убеждение — если дать людям возможность помогать малым, они это будут делать с удовольствием.
Ɔ. Сделать благотворительность частью лайфстайла?
Частью повседневной жизни. Мы хотим быть подальше от драмы и пафоса. К тому же Дептранс все-таки не фонд, мы деньги не собираем — помочь пытаемся по-другому. Например, у нас есть портал «Хвосты и лапки», к которому «подключились» больше двухсот приютов. Сейчас это единая площадка, где эти организации публикуют анкеты животных с фото — можно зайти на сайт, выбрать питомца, поехать и забрать его, уже зная его историю.
21 августа был Международный день защиты бездомных животных, и мы проводили мероприятие в павильоне МЦД на Киевском вокзале — раздавали котят из приюта. Там же с лекцией выступала зоопсихолог из центра «Юна», она рассказывала детям, что нужно знать, прежде чем уговаривать маму взять котенка или щенка. Это здорово, что удалось об этом поговорить — так, возможно, брошенных питомцев станет меньше. Всем нужно объяснять, что животное — это, прежде всего, большая ответственность.
Ɔ. Вам когда-нибудь приходилось отказывать фондам?
Нет. К нам пока обращается не так много организаций, что для меня абсолютно удивительно. Хотя и Максим Станиславович, и я все время призываем — обращайтесь, подумаем, что можем сделать хорошего.
Ɔ. Возможно, пока Дептранс просто не ассоциируется с благотворительностью?
Может быть, пройдет еще год-два — и нас начнут заваливать сообщениями с просьбами о помощи, и тогда придется делать выбор, но пока такого нет. Вообще у Дептранса есть огромный ресурс — наши каналы информирования в городском транспорте. Часто фондам нужна помощь именно с распространением информации.
Например, перед Новым годом Консорциум женских неправительственных объединений, который в том числе занимается помощью жертвам домашнего насилия, предложил нам сделать информационный ролик для пострадавших и женщин в зоне риска. Вполне возможно, что телефон горячей линии, который человек увидит на экране, спасет ему однажды жизнь. Мы сделали такой ролик вместе с коллегами из Департамента соцзащиты, если он помог хоть одному человеку — это уже не зря.
Есть сотни очень сложных тем, которые надо поднимать, о которых важно говорить. Но делать это нужно грамотно, чтобы не напугать. Как помочь, если у человека рядом случилась паническая атака. Почему важно следить за своим здоровьем. Как поддержать близкого человека со смертельным заболеванием и как помочь себе. Что такое психические расстройства и что можно сделать, чтобы помочь людям с ними интегрироваться в обычную жизнь. Как решиться взять животное из приюта и помочь ему адаптироваться. Сейчас очень многие темы на слуху. И есть много материалов, благодаря НКО и разным активистам. Но вопросы по-прежнему есть, их тоже много. И раз уж у нас есть такие ресурсы, мы считаем, что не можем оставаться в стороне.
Ɔ. Какие еще интересные проекты, помимо благотворительных, за последнее время реализовал Дептранс? Например, социальные.
В прошлом году при поддержке мэра Москвы, Министерства труда и социальной защиты Дептранс смог сделать так, что теперь женщины могут работать машинистами метро. Я уверена, что любая девушка должна иметь право работать тем, кем хочет — никаких запретов быть не должно.
Ɔ. У самих женщин был на это запрос? Вам писали?
Конечно! Машинист — это, во-первых, высокооплачиваемая профессия, а во-вторых, такая романтичная. Я общалась с девушками-машинистами из первого набора: у кого-то муж управляет поездом, кто-то из династии сотрудников метро, у некоторых это мечта детства. Конечно, они очень хотели этого.
Ɔ. Сейчас женщины работают только на одной, Филевской линии — почему?
Около года назад у нас появился первый мужчина-кассир в метрополитене. И дело не в том, что мужчины не хотели работать кассирами или мы им запрещали, дело в условиях — мужчинам и женщинам нужны раздельные зоны: раздевалки, душевые, комнаты отдыха. Поэтому нам пришлось строить отдельный корпус для девушек. И с мужчиной-кассиром та же самая история, но он точно так же, как и женщина, имеет право работать тем, кем он хочет, а наша задача — создать для этого необходимые условия.
Вообще, учитывая то, какими темпами сегодня развивается метро, думаю, возможностей для работы машинистами у женщин будет всё больше. У нас строится Большая кольцевая линия метро, которая станет крупнейшей среди подземных кольцевых веток в мире. Мэр Москвы Сергей Собянин назвал недавно две кольцевые ветки — МЦК и БКЛ — «двумя сердцами Москвы». По-моему, это очень точно.
Ɔ. Вы говорили про контент московского транспорта — это ведь не только информация на экранах в вагонах метро и автобусах?
Конечно. Это и культурные проекты. Недавно, например, на Северном Речном вокзале был показ Ульяны Добровской: она вдохновилась метрополитеном и создала коллекцию одежды. До этого там же был совершенно потрясающий концерт Рихтера — из-за коронавирусных ограничений мы не могли позвать туда зрителей и транслировали его онлайн.
А сколько у нас уже было концертов в метро! Максим Станиславович считает, что транспорт очень важно наполнить новым смыслом, создать внутри транспорта пространство, где все возможно. Поэтому мы интегрируем в транспорт все части нашей жизни: культуру, музыку, спорт, любовь.
Беседовала Элла Райх
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь