Британский сленг, куклотерапия и 3D-печать. Чему научат наших детей
Когда Смешарики учат рычать
Татьяна Морозова с детства помогала маме, которая больше полувека проработала воспитательницей, а когда выросла, сама пришла работать в «мамин» детский сад. Но скоро поняла, что хочет помогать особенным детям, — и сейчас работает логопедом в детском саду «Радуга» в Новомосковске. Для участия в конкурсе Морозова разработала курс для педагогов по методу куклотерапии.
Куклотерапия — один из разделов арт-терапии, в котором кукла становится основным инструментом воздействия на ребенка и посредником между педагогом и ребенком. Куклы помогают перевести образовательный процесс в игровую форму.
Если, например, на обследование пришел ребенок, который очень стесняется, — тетя чужая, кабинет незнакомый — для знакомства можно использовать мягкую игрушку, желательно тематическую, из любимого мультфильма. То, что ребенок не скажет мне, он может сказать на ухо Смешарику.
Для детей, которые ходят ко мне на занятия, я использую те игрушки, которые им нравятся. Мы стараемся следить за интересами детей и покупать новых кукол: кому-то нравится Карамелька из мультика «Три кота», а кому-то — «Щенячий патруль». По назначению куклы бывают разные: пальчиковые развивают мелкую моторику, варежковые стимулируют гибкость и подвижность рук, кистей и пальцев. Ребенок может говорить за куклу и вступать в диалог — это развивает связную речь, учит детей общаться с другими людьми. Обычные куклы в своей работе могут использовать любые педагоги. Логопеды используют специальные игрушки с подвижным язычком, которые помогают объяснить, куда должен встать язык.
Дети из логопедической группы идут в школу, зная, что такое согласный и гласный звук, глухой и твердый. Освоить эти понятия помогают дидактические куклы. Кукла Аня в красном платье и шапочке, с поющим смайликом на груди обозначает гласные звуки, которые поются и тянутся, и которые принято отмечать красным цветом. Мальчик Звуковичок в сине-зеленом вязаном костюме обозначает согласные звуки, а его двухцветный костюм говорит о том, что согласные могут быть твердыми и мягкими. Так у звуков появляется визуальный образ.
В нашем детском саду есть компенсирующие группы. В них ходят дети с ограниченными возможностями здоровья из-за тяжелого нарушения речи. Это разновозрастные группы с разными нарушениями, начиная от совсем безречевых, очень замкнутых детей, до более легких форм. Как правило, к особенностям речи присоединяется особенное внимание, особенное поведение и особенное восприятие.
В нашем логопедическом кабинете есть и интерактивные доски, и ноутбуки, и обучающие диски. Если бы все это не появилось, если бы я, как педагог, осталась там же, где была десять лет назад, думаю, современным детям со мной было бы неинтересно.
Как раз лет десять назад я играла с ребенком в игру «Придумай словечко» и на звук «я» мне прилетело слово «Яндекс». Тут я и поняла, что нужно по полной использовать современные образовательные технологии. Это дает ощутимую пользу, но самое главное — ребенок не устает и готов играть. Как только я захожу в группу, выстраивается очередь из желающих пойти на индивидуальное занятие.
Моя мечта — остаться безработной. Но, думаю, она не осуществится в ближайшие годы. Количество детей с речевыми нарушениями, к сожалению, увеличивается, и сами нарушения усложняются.
Раньше было меньше гаджетов, и взрослым приходилось уделять ребенку больше внимания. Больше читали, рисовали и гуляли. Сейчас я часто вижу малышей в колясках с детскими планшетами — родителям так проще. Но, к сожалению, необщение с ребенком в первые годы жизни ведет к тяжелым нарушениям.
Родители часто рассуждают так: мы привели ребенка к логопеду, и от нас ничего больше не требуется. Но на самом деле ребенок должен быть объят со всех сторон — и со стороны логопеда, и со стороны воспитателя, и со стороны родителей. Иначе может возникнуть так называемый «кабинетный эффект»: ребенок будет говорить звук «р» только в моем присутствии.
Домашние задания, которые я даю родителям, — это по большому счету темы для общения с их детьми. Например, в первую неделю октября у нас тема осени: малышам можно загадывать загадки про осень, обсуждать с ними, как изменились деревья. Обязательно даю задания на графические навыки — например, обвести рисунок по точкам. Дети постарше могут получить задания пересказать текст по картинкам по теме. Так мы учим родителей тому, как надо общаться с ребенком и развивать его.
Когда сленг помогает заговорить на английском
Марина Маркова учит учеников школы №17 Новомосковска говорить на лондонском сленге кокни и думать на английском языке. В свободное от работы время она осваивает исландский и сноуборд, а для конкурса подготовила курс по британскому сленгу.
Я активный участник конкурсов профессионального мастерства. Для меня это возможность проверить себя и свои умения, получить обратную связь. Когда день за днем просто ведешь уроки, замыкаешься на определенном алгоритме действий. Это затягивает, и из-за этого сложно начать делать что-то по-другому. Конкурсы для педагогов — хорошее средство от педагогического выгорания, возможность перезагрузиться, перенять опыт коллег и пересмотреть свои взгляды
На курсе, который я подготовила для участия в «Призвании», можно познакомиться с британским сленгом, узнать о его разновидностях и о том, как сленг используют для описания людей, как его применяют в повседневной жизни, в интернете и СМС-общении.
Когда говорят об английском сленге, первой на ум приходит фраза Whazzup — «как дела». Но сленг проявляется не только в усечении грамматической формы, а еще и в лексике. Например, если один человек долго не видел другого, он может сказать, что не видел его in a donkey’s years. Donkey — это ослик, как он связан со временем, никому непонятно, просто так сложилось.
Моя главная задача — научить говорить на английском. Но классический английский, который преподают в школе, не всегда похож на тот английский, на котором на самом деле говорят в Англии. Чтобы хоть немного познакомить детей с этой атмосферой, я и придумала курс по сленгу.
Моим ученикам эта тема кажется забавной. Они ведь в основном смотрят американские фильмы и сериалы, для них сленг — это wanna и gonna, но, оказывается, сленг может быть интереснее, в него можно поиграть и с его помощью можно зашифровать высказывание так, что человек, который не знает, о чем речь, ничего не поймет.
Дети учатся, только когда им интересно, и даже если интерес возникает на уровне знания какой-то маленькой фразы — это уже большой шаг к появлению интереса к стране и языку. А дальше важно показать, какие возможности открывает иностранный язык: понимать музыку, которую они слушают, смотреть фильмы в оригинале или находить друзей за границей.
Я стараюсь учить детей так, чтобы, когда они слышат иностранную фразу, у них в сознании сразу рождался ответ — эта система более эффективная и приближенная к европейской. Хотя многие ученики все еще настроены на то, чтобы сначала перевести фразу, придумать ответ по-русски, а потом перевести его обратно на английский. Моя цель — убрать два промежуточных звена.
Когда 3D-принтер помогает с выбором профессии
Инженер-конструктор Виктор Петров шесть лет проработал на заводе и переквалифицировался в преподавателя профессионального колледжа в маленьком городке Щекино, чтобы открыть в учебном заведении комплекс по изготовлению прототипов. В конкурсе для педагогов Петров участвовал с курсом по 3D-печати.
Конкурсы — лучший способ повышения квалификации. Они позволяют мыслить критически, выискивать новые решения, реализовывать свой не только педагогический, но и творческий потенциал. Так что это не первый профессиональный конкурс, в котором я участвую.
Для конкурса «Призвание» я разработал курс-ознакомление с технологией 3D-печати, который рассчитан на учеников 9-х и 11-х классов. Зачастую выпускники не знают, чем хотят заниматься, и мне хотелось помочь им с выбором профессии.
Среднеспециальное образование более доступно, чем высшее, а сегодня активно популяризируется. Сейчас очень нужны рабочие. Поэтому ребята уходят в профессиональный колледж из девятых классов, а некоторые приходят к нам и из одиннадцатых.
В нашем колледже оборудована полноценная лаборатория с 13 3D-принтерами, компьютерным классом с приложениями для трехмерного моделирования и даже с трехмерным сканером — наша модель учебная, но теоретически можно снять сканер со штатива и отсканировать, например, человека.
3D-сканирование — один из самых точных способов что-то измерить, а 3D-печать используют для создания функциональных прототипов, чтобы проверить, например, будет ли конкретная деталь работать при заданной нагрузке, и не тратить дорогостоящие материалы, из которых делают реальную деталь.
Сейчас 3D-печать и 3D-сканирование применяются все больше и больше. Так, у нас в Тульской области скоро откроется «композитная долина» — центр из нескольких предприятий, работающих с этими технологиями. Уже утвердили новую учебную специальность — технология производства изделий из полимерных композитов. Ну а 3D-сканирование есть практически на всех машиностроительных заводах.
Знание самого современного оборудования — огромный плюс к профессиональным возможностям студентов. У них 3D-печать — один из самых любимых предметов. Даже те, кто учится на смежных специальностях, например сварщики, интересуются и хотят записаться в кружок по 3D-печати.
Я знаю систему среднего профессионального образования изнутри, сам выпускник колледжа. Хочу не просто преподавать теорию, но и учить профессиональным навыкам, чтобы студенты, выходя из наших стен, умели что-то делать руками.
Никогда не думал, что стану преподавателем, но, как только попал в колледж, меня это затянуло — счастливые заинтересованные лица студентов, новое оборудование. Я понял, что мое призвание — давать ребятам новые знания.
Подготовила Евгения Соколовская
Конкурс проводится благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с министерством образования Тульской области. «Призвание — учить!» направлено на поддержку образовательной и воспитательной деятельности, развитие творческих, интеллектуальных способностей и профессиональных компетенций педагогов Тульской области.