TikTok, рэп-баттлы и свобода слова. Как супружеская пара учителей из Тулы меняет отношение детей к школе
Учитель английского языка Алексей и учительница информатики Полина познакомились в центре образования №7 в 2017 году. Через пару лет поженились, а летом 2021 года у них родилась дочь. Работа в школе их только объединяет: пара часто обсуждает подходы к обучению, школьные новости и поддерживает друг друга. Домашнюю работу и заботу о дочери они делят пополам и участвовать в региональном конкурсе для учителей «Призвание — учить!» решили тоже вместе. В итоге Алексей победил в номинации «Новации и традиции», а Полина — «Педагог дополнительного образования».
Ɔ. Почему вы решили стать учителями, ведь это не самая популярная профессия среди молодежи сейчас?
Алексей Субботин: Я хотел стать учителем еще со школьной скамьи. Учился в городе Ефремове Тульской области, и у меня были очень хорошие учителя. К примеру, преподавательница английского показала нам, что знать язык — это очень круто. Она постоянно приглашала на уроки иностранцев из Нидерландов и Великобритании, которые работали на местном заводе, у нас проходили тематические вечера и какие-то интересные уроки. Конечно, в разное время мне хотелось быть и экономистом, и журналистом, и работать в туризме. Но, сдав ЕГЭ, я понял, что прохожу только на факультет иностранных языков. На учебной практике я успел поработать в школе, а также менеджером по туризму в музее-усадьбе «Ясная Поляна», но после окончания университета понял, что моя судьба — это школа. Во многом меня вдохновила моя учительница иностранного, которая сумела привить мне и моим одноклассникам любовь к языку. Думаю, что это очень важная миссия — влюблять в свой предмет. Я уверен, что учитель — это тот человек, который может мотивировать огромное количество людей, потому что через нас проходят сотни тысяч учеников. И даже если ты зажжешь искру хотя бы в одном из них, это очень важно и здорово.
Полина Субботина: У меня похожая история. Примерно в старшей школе я поняла, что хочу быть учительницей. Поступила в педагогический вуз, но не на педагогическую специальность, а на математика-программиста. Несмотря на это, каждое лето я ездила в лагерь работать вожатой, мне очень нравилось проводить время с детьми, работать с ними, вдохновлять их. Когда я окончила университет, год работала во всероссийском детском центре «Орленок». Вернулась в Тулу в середине учебного года и устроилась в центр по работе с молодежью, но продолжала искать место именно в школе. В апреле я пошла работать в центр образования №7, который объединяет три школы и четыре детских сада, а в сентябре 2017 года туда пришел работать Алексей, так мы познакомились.
Ɔ. Вы оба сказали, что вам нравится работать с детьми. При этом многие ученики, скажем так, не фанаты школы. Задания кажутся сложными, уроки неинтересными. Как вы вдохновляете детей на учебу и поддерживаете интерес к предмету?
Полина: Мы оба молодые учителя, но у нас с Алексеем немного разная тактика. Я придерживаюсь стратегии, что я с детьми на одной волне и разговариваю на их языке. Пытаюсь интересоваться их увлечениями, обязательно узнавать, что они обсуждают сейчас. У меня и TikTok есть. Когда учитель понимает детей, это располагает, а не отталкивает. При этом я учительница дополнительного образования, поэтому мне проще именно выходить из каких-то рамок в общении с детьми, проводить не классический урок, а интересное занятие с помощью игровой методики. К примеру, я веду уроки программирования в начальной школе, кружок называется «Айтенок», и уроки информатики в средней школе. Вместе с детьми мы ставим какую-то цель и думаем, как ее достичь, что-то создаем, разрабатываем. И я всегда даю детям волю и свободу самовыражения и творчества даже в рамках учебной программы. Детям очень интересно все новое, они ценят, когда к ним прислушиваются, поэтому им действительно нравится приходить на занятия.
Алексей: У меня, конечно, немножко другая ситуация, потому что я преподаю английский язык, причем как в начальных классах, так и в старшей школе. Это сложный предмет, есть экзамены, проверочные работы, региональные контрольные работы. Здесь сложно отойти от учебного плана, но я стараюсь организовывать различные встречи с носителями языка, сейчас они, к примеру, проходят в Skype и Zoom. Для меня очень важно замотивировать детей и объяснить, что английский — это не просто предмет, который нужно зубрить по учебникам, а в первую очередь ключ к общению с людьми со всего мира, путешествиям, каким-то рабочим перспективам и так далее. В начальной школе очень здорово зашел мой проект Rap English, я его даже представлял на региональном уровне. По сути это изучение английского через рэп. Дети самостоятельно создают музыку в сети, и мы с ними повторяем определенную лексику под нее. Слова с музыкой запоминаются легче, дети напевают песню, словарный запас пополняется, и откладывается в долговременную память. Естественно, есть программа, которая иногда бывает скучной даже для самих учителей. Поверьте, нам тоже хочется больше творчества и веселья. И детям бывает неинтересно. И двойки бывают, и тройки. Но я пытаюсь разнообразить учебный процесс и стараюсь мотивировать и включать в него даже не самых старательных учеников.
Ɔ. Вы работаете с детьми разного возраста и наверняка наблюдаете, как дети из начальной школы меняются и входят в пубертат. Это неминуемая стадия, и даже самый прелестный ребенок может начать вести себя, так скажем, своеобразно. Как оставаться с детьми в контакте?
Алексей: Это и правда очень тяжело, потому что в начальной школе дети одни, а потом они вступают в этот подростковый период, появляются неминуемые противоречия. Иногда мы справляемся, иногда не справляемся. Потому что нет такого универсального способа, дети индивидуальны. И каждому учителю важно это понимать. В своей работе я сейчас стараюсь отталкиваться от нейропсихологии — то есть изучаю, как работает мозг подростка, как он развивается, с чем сталкивается. Иногда даже в учебном плане выделяю целый урок на то, чтобы рассказать подросткам, как устроен их мозг, почему они не хотят учиться, почему не хотят спать, почему возникает столько противоречий с миром вокруг и с родителями. Когда дети понимают это и слышат, что это абсолютно нормально и они не одни в этом, им становится намного проще. И мне тоже намного проще понимать их и оставаться в контакте.
Бывают ситуации, когда ребенок категорически не хочет что-то делать, и я понимаю, что стоит прислушаться к нему и просто оставить его сегодня в покое. На следующий урок он, скорее всего, придет уже с другим настроением. Каждый день для подростка — это открытие. Они влюбляются, переживают из-за родителей и ссор с друзьями и близкими, учатся с этим жить и реагировать на это. Да, в конце концов, просто бывают дни, когда они не выспались и объективно не могут включиться в процесс.
Конечно, есть и традиционные способы: разговор с родителями, вызов в кабинет директора, но это все касается уже каких-то сложных случаев, когда взаимопонимания и правда не добиться. Однако когда прислушиваешься к ребенку и даешь ему второй шанс — это очень мотивирует его и не отталкивает ни от учителя, ни от предмета. Детям должно быть комфортно в классе, иначе ничего не получится.
Ɔ. Грань «друг — учитель» тяжело соблюдать?
Алексей: У Полины бывали ситуации, когда дети садились на шею, у меня пока нет. Важно соблюдать грань «учитель — ученик». Конечно, нужно быть другом, скорее, даже наставником, но всегда помнить, что ты взрослее. При этом не стоит показывать, что ты выше. Во-первых, многие дети сейчас выше учителей в плане знаний. Мир развивается, и зачастую они учат нас многим вещам, которые освоили раньше и быстрее. Думаю, здесь важен диалог «я научу вас, а вы научите меня». Пример из жизни: в классе висел проектор, и я не мог найти от него пульт, тогда один из восьмиклассников сказал: «А у меня есть приложение, которое включает этот проектор». Я ответил: «Ничего себе, я о таком и не знал». Ученик, который помог, был не самым успешным в плане успеваемости, но ему было приятна похвала, и он сразу включился в работу на уроке. Дети очень ценят, что вы замечаете их таланты и кругозор, готовы попросить о помощи и похвалить их за знания.
Ɔ. Бывает, что к вам приходят за советом или помощью дети и подростки с какими-то личными проблемами?
Алексей: Есть дети, которые пытаются привлечь к себе внимание, и зачастую за этим стоят определенные сложности: в семье, в учебе. Тот же школьный буллинг, к сожалению, все еще остается насущной проблемой. Мы замечаем такое поведение и стараемся поговорить, обратить на это внимание родителей или школьного психолога. Бывает, что дети приходят за советом сами, и тогда мы пытаемся помочь: поговорить с ними, что-то подсказать. У нас действует психологическая служба, и психолог дает рекомендации учителям: как построить беседу, чем отвлечь ребенка от какого-то момента. Если вопрос серьезный, мы отправляем ребенка к психологу, подключаем родителей. Проблемы у всех абсолютно разные, и они решаются индивидуально.
Ɔ. Давайте поговорим о том, чего детям не хватает на уроках. Как изменить их отношение к школе и учебе?
Алексей: Я замечаю, что детям не хватает на уроке свободы, свободы высказывания. Они хотят поговорить, высказать свою точку зрения. У нас везде принято, что учитель всегда прав. Но в современном мире учитель прав далеко не всегда, потому что уже не только учитель является источником информации. Теперь есть интернет, в котором дети прекрасно ориентируются. Они хотят говорить, хотят оспаривать, хотят найти истину, высказать свое мнение, чтобы их действительно услышали. Английский язык для этого прекрасно подходит: в программе огромное количество тем, на которые можно рассуждать, поэтому на моих уроках эта свобода высказывания всегда есть. В один день мы можем обсуждать гендерное равенство, в другой — любимое животное какого-то короля. Детям важно, чтобы их слушали.
Полина: Думаю, что иногда не хватает и попросту времени. Урок длится 40–45 минут, этого не всегда достаточно. Бывает часто, что я на переменах остаюсь, потому что есть какие-то темы, даже в начальной школе, которыми дети очень хотят поделиться. Их важно выслушать, узнать, что для них важно. Что, например, у кого-то появился котенок в квартире, кому-то подарили новый телефон, а у кого-то младшая сестра родилась. На занятии тема совсем не такая, но бывает, что именно личных бесед детям не хватает. Когда они знают, что учителю не все равно, что он искренне хочет знать, как у них дела, выслушать их, то и к урокам отношение меняется. Потому что родители сейчас очень много работают, и ребенку не с кем поделиться чем-то в семье, и, конечно, здесь важно участие школы.
Ɔ. Почему вы решили участвовать в конкурсе «Призвание — учить!»?
Полина: Мы оба очень любим свою работу и подходим к ней творчески. Любой конкурс — это вызов, который прокачивает твои навыки, открывает тебя самого и твою работу с новой стороны. К тому же готовиться к конкурсу нужно было этим летом, у нас как раз родилась дочь, мы никуда не уехали отдыхать, так что свободное время было. Для начала нужно было подать заявку и характеристику, потом — собрать кучу бумажек о повышениях квалификации, успехах учеников и так далее. Затем — разработать фрагмент дистанционного курса и рассказать, для чего он создан и какие проблемы решает, каковы планируемые результаты.
Мы с Алексеем все делали вместе и помогали друг другу, это очень классный опыт. Выбрали видеоформат для презентации курса, необходимо было описать и разработать одно-два занятия, но мы увлеклись разработкой и спланировали по сути весь курс целиком. Победить было приятно. Сразу чувствуешь значимость своей работы, хочется делать еще больше и еще лучше. Я выиграла с курсом «Программирование с помощью Scratch», рассчитанным на детей младшего возраста, Алексей — с онлайн-курсом английского, обучающим американскому произношению.
Алексей: Мне приятно, что профессию педагога стараются оценить. Это стимулирует и самих учителей, чтобы они не сидели тихо в кабинетах со своими учениками, а действительно делились результатами и придумывали что-то интересное. Плюс конкурс показал многим учителям, что дистанционные курсы и современные технологии — это не страшно и каждый может это осилить. В реалиях сегодняшнего мира — это важный шаг. Да и просто было приятно познакомиться с коллегами самого разного возраста, которые горят своей работой. Это и правда здорово.
Ɔ. Вы много времени проводите вместе. Не устаете иногда друг от друга?
Полина: Люди часто поражаются, что мы в одной профессии, да еще и в одном месте работаем. Но на самом деле у нас такая работа, что мы с утра приходим в школу и встречаемся только к вечеру, когда собираемся домой. В течение рабочего дня у нас полно различных задач, каких-то школьных проектов, не говоря уже об уроках. Потому мы даже успеваем соскучиться к вечеру, а общая работа и общий интерес к обучению только объединяет. Нам никогда не надоедает говорить о школе, обсуждать подходы, новости. И конечно, это очень ценно, что рядом человек, который прекрасно понимает специфику профессии, может поддержать и помочь советом. Эта поддержка распространяется на все сферы жизни: мы привыкли все делать вместе. Заниматься бытом, например. Алексей чаще убирает дом, но он не очень вкусно готовит, поэтому кухня на мне. Сейчас я в декрете и больше занимаюсь дочерью днем, но вечером Алексей приходит с работы и проводит с ней все время. Бывает, посуда грязная в раковине и всем лень помыть. Ну и что, мы не запариваемся. Завтра помоем. У нас вообще не возникает никаких ссор или проблем, мы друг другу всегда помогаем и подсказываем — это огромный плюс, который во многом связан с общим делом.
Ɔ. Какой совет вы бы дали родителям современных школьников?
Алексей: Доверяйте школе. Поверьте, у учителей нет цели чему-то не научить детей, наоборот, мы все очень стараемся делать много хорошего и доброго, воспитывать достойных членов общества. И второй совет, очень важный. Любите своего ребенка. Проводите с ним время и слушайте его. Да, у родителей сейчас много работы, но когда на ребенка не остается времени, он чувствует себя одиноким, нелюбимым и несчастным. Отсюда появляется очень много проблем, которые без участия родителей решить невозможно. Старайтесь любить и делать счастливыми себя и своих детей. Потому что счастливый родитель — счастливый ребенок. А значит, счастливая школа и счастливые учителя.
Беседовала Саша Чернякова
«Призвание — учить!»проводится благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с министерством образования Тульской области. Конкурс направлен на поддержку образовательной и воспитательной деятельности, развитие творческих, интеллектуальных способностей и профессиональных компетенций педагогов Тульской области.
Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь