
ГЭС-2: средство от Апокалипсиса
Во-первых, это красиво. Снег за высокими окнами медленно и картинно падает. Стволы березы во дворе белеют. Мумий Тролль в белой шляпе поет, как пел много лет назад. Разобрать, как всегда, можно только припев: «Фантастика». Концертный звук явно не рассчитан на это гулкое пространство. Но публика, собравшаяся на лестничных переходах и галерее, подпевает, пританцовывает, всячески демонстрируя радость.
А собственно, почему бы нам всем не радоваться? В центре Москвы открылся классный ДК с кучей полезных площадей: тут и книжный магазин, и просмотровые залы, и выставочное пространство, и корпус для временных резиденций художников. Все легкое, прозрачное, беленькое, будто с иголочки. Великий архитектор Ренцо Пьяно продумал все до мелочей. Можно зайти с набережной, прогуляться по гулким залам, зайти в специально высаженный сад, полюбоваться на реку сквозь огромные окна.
Во-вторых, это экологично. Говорят, что на кровле находятся встроенные солнечные батареи, а голубые трубы, так стильно вписавшиеся в московский ландшафт, используют для забора и очистки воздуха.
Есть тут и свой тайный месседж. Дело в том, что именно Ренцо Пьяно является автором проекта Центра Помпиду (Бобур), который был построен в 1977 году, ровно девять лет спустя после майских событий в Париже 1968 года. Легко считывается параллель: через десять лет после митингов на Болотной площади в Москве открывается уютное здание ГЭС-2, возрожденное по проекту все того же знатного итальянца.
Вам нравится это место? Отсюда вы хотели идти штурмовать Кремль? Ну зачем подвергать себя таким рискам и неприятностям? Взрослые дяди позаботились о вас. Ведь гораздо приятнее проводить время под стеклянной крышей, чем мерзнуть на улице, а потом оказаться в автозаке. Разве нет?
Открытие ГЭС-2 в присутствии Путина не оставляет возможности для разночтений: раньше здесь делали электричество, потом попытались делать революцию, а сегодня будут творить новое искусство.
Символично, что сразу у входа в гардероб располагается видеоинсталляция, посвященная двум покушениям на одну картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына» — в 1913 году и, соответственно, в 2018-м. Разница, надо сказать, не слишком велика. Психопаты действуют, как правило, по одному сценарию. По замыслу знаменитого исландца, главной звезды нынешнего вернисажа Рагнара Кьяртанссона эти скорбные акты вандализма являются высшим признанием художественной ценности произведения искусства.
Потом я прочитал в аннотации, что роли вандалов были поручены российским актерам Александру Розину и Алексею Палю. Узнать их в этом видео практически невозможно, но они специально летали сниматься в далекий Рейкьявик под руководством Рагнара Кьяртанссона. Сейчас в ГЭС-2 открыта фактически его ретроспектива. Все главные его действа засняты на видео, и их можно посмотреть в полутемных залах ГЭС.
Построенные на бесконечном повторении одной фразы или одного какого-то действия, эти перформансы требуют от зрителя уйму времени и терпения. Как правило, у тебя нет ни того, ни другого, поэтому быстро заглядываешь в зал, видишь на экране румяного Рагнара, что-то там поющего или изображающего, и идешь себе дальше.