Смотреть

«Зов ада»
Где: Netflix

В этом году сериальные рекорды пишутся на корейском языке. «Зов ада» — новый лидер Netflix, сделанный в Южной Корее. Как и «Игра в кальмара», новый проект держится на яркой истории и неожиданных сюжетных поворотах, а приправлено все традиционной для азиатского кинематографа жестокостью. Даже постоянные разговоры о религии, морали и справедливости, сопровождающие события, служат оболочкой для ультранасилия. Синефилы любят корейское кино за бескомпромиссность и кристально чистые страдания. Наказание неминуемо, боль ужасна, потеря опустошающа — «Зов ада» соответствует локальным стандартам. 

Сюжет: некие потусторонние силы уносят жизнь грешников. Незадолго до исполнения наказания жертва получает дату и время, когда ее настигнет кара. Сбежать не выйдет — странные существа всегда приходят вовремя независимо от месторасположения грешника. Полицейский из Сеула пытается расследовать это дело, постоянно вспоминая о своей жене — ее убийца уже освободился из тюрьмы и теперь спокойно гуляет по корейским улицам. Мотив личной мести плавно пересекается с общим апокалиптическим настроением, пронизывающим страну.

Вокруг загадочных убийств возникают легенды и целые культы, пропагандирующие то скорый конец света, то неминуемость наказания для тех, кто не верит в бога. Полуподпольные организации действуют разными методами. Некоторые напоминают протестантские собрания, другие разглашают имена преступников и надеются на божью милость.

Шестисерийный формат отсекает все лишнее. «Зов ада» раскрывает карты уже на третьей минуте, к середине первого эпизода вы отлично понимаете контекст. Как только у вас складывается ощущение, что все понятно, сценаристы начинают ломать сложившуюся картину. «Зов ада» — это мясорубка из клиффхэнгеров, перемалывающая все ожидания зрителя. Из-за небольшого хронометража и яркой истории механизм работает идеально. 

Как «Зов ада» сняли бы в США или Европе? Наверное, от рук потусторонних блюстителей морали страдали бы убийцы, злые капиталисты и фашисты. Среди них оказался бы и какой-нибудь полицейский, совершивший ошибку когда-то в молодости. К счастью, «Зов ада» сделан в Южной Корее, так что кара настигает и одиноких матерей, и простых офисных работников — самые непримечательные и обычные люди тоже несут за собой ворох грехов. Чем больше зрителю жалко героя, тем безжалостнее его нужно прикончить — это главное правило сериала. Оказаться злодеем, как и погибнуть может любой. 

«Зов ада» — практически идеальный сериал на два-три вечера. 

Не смотреть

«Колесо времени»
Где смотреть: Amazon Prime 

Очень громкий провал под лозунгом «новая Игра престолов». Сериал рассказывает о вымышленном мире, собравшем в себя все стандартные элементы фэнтези. Увлечься не получается — первые 20 минут дают понять, что с сериалом что-то не так. Все начинается с «таинственного» пророчества и исторического экскурса. Прежний мир разрушен из-за мужчин, неправильно использовавших свою силу, наступил глобальный матриархат. Некие силы добра и зла противостоят друг другу. Прошли столетия, родился избранный, способный помочь одной из сторон. Пока рассказчик делится сведениями о мире, на экране появляется Розамунд Пайк в образе таинственной ведьмы. Получается каша из самых стереотипных фэнтезийных идей, рассказанная за три минуты.

В следующей же сцене женщины, именующие себя сестрами, в скалистой местности преследуют мужчину. Догоняют, обвиняют в том, что мужчины оскверняют любую силу, а затем убивают, эффектно направив на него магический перстень. С соседней горы за действием наблюдает Розамунд Пайк. Оказывается, она следит за всеми, кто родился 20 лет назад — в день, предсказанный пророчеством. Ищет избранного. «Это не он», — произносит она, после чего продолжает поиски. Каждая новая сцена похожа на скетч, поскольку в конце дается объяснение произошедшего.

Если вы собираетесь сами разобраться в правилах и практиках вымышленной вселенной, то оставьте попытки — вам все объяснят и разжуют. Сценаристы заставляют героев давать контекст всем действиям и мотивам. С таким же успехом можно было пустить титры «Это плохой человек», «Это добрый, но глупый персонаж», «А так делать нельзя».

По глазам бьет вторичность, иногда переходящая в пародийность. Если исковеркать слова на манер норвежского или шведского языков, то получится «старинное название». Бесконечные ассоциации напрашиваются с первой секунды, а знакомые лица — например, в первой серии появляется Майкл Макэлхаттон (Русе Болтон из «Игры престолов») — лишают сериал всякой самостоятельности.

Сумбурность повествования гробит логические связи между сценами. Впрочем, диалоги здесь тоже весьма странные. Розамунд Пайк приезжает в деревню, направо и налево раскидывается суперспособностями (в том числе воскрешает мертвых), а жители ей говорят что-то в духе «Да какие пророчества, ты кукухой поехала? Что еще за войны добра и зла, мы тут овечек пасем как бы». И при этом среди них есть люди, умеющие слушать ветер.

Рекламная кампания регулярно указывает на матриархат как отличительную черту сериала, но в контексте «Игры престолов» это выглядит смешно. Серсея, Дейенерис, Санса, Арья — лишь часть женских персонажей, которые вертели и управляли мужчинами как хотели. Для этого им не нужно было собирать банду из девчонок — а в «Колесе времени» матриархат показывают именно таким образом.

Смущает религиозная пустота мира. Если «Игра престолов» — рай язычника, то в «Колесе времени» разные народы и государства живут примерно в одном и том же религиозном контексте, верят в одно и то же. В итоге отличия народов стираются, а магия приобретает полунаучный характер. 

«Колесо времени» — это «Игра престолов», из которой вырезали интересных мужских персонажей, юмор и секс. Куда-то сбежали боги, жестокость и воля к власти. Получился скучный мир средневековых фермеров, умеющих показывать фокусы. Лучше пересмотреть старую «Игру престолов», чем тратить время на очередную новую.