Туфли от Маноло Бланика вместо кольца с бриллиантом. Отрывок из книги о моде в кино
Маноло Бланика знают во всем мире, и его имя воспринимается как синоним экстравагантности. Бланик родился в Испании в 1942 году, но в поисках места, где можно было бы проявить свой талант, в 1968 году переехал в Лондон. В 1970 году он перебрался в Нью-Йорк по предложению Дианы Вриланд, которая увидела его модели обуви и посоветовала ему применить свои таланты именно в этой области. В Нью-Йорке он познакомился с дизайнером Осси Кларком, и тот попросил Бланика создать обувь для его будущей коллекции. Восьмидесятые и девяностые годы были для дизайнера очень успешными. Признание ему принесли очень высокие каблуки (он ненавидит танкетку). Его слава упрочилась, когда художник по костюмам Патрисия Филд выбрала его бренд для Кэрри из «Секса в большом городе». Единственный фильм, в титрах которого он значится, «Мария-Антуанетта» (2006), значим для Бланика не столько из-за самих моделей обуви, сколько из-за того, что был выбран его бренд. Режиссер София Коппола дала понять: у красивой юной королевы, любящей роскошь, должны быть самые прекрасные туфли.
Обувь, которую Бланик создал для «Марии-Антуанетты», — это анахроничные репродукции моделей восемнадцатого века, рассчитанные на женский взгляд. Женщины обожают красивые туфли, а гетеросексуальным мужчинам нравится силуэт, который они создают (ноги кажутся более длинными). И все это зависит от высоких каблуков. Как будто для контраста и для того, чтобы напомнить нам, что Мария-Антуанетта (Кирстен Данст) — молоденькая девушка, в кадре появляются и кеды Converse, лежащие на полу рядом с туфлями от Бланика. Туфли — это первое, что дарят молодой королеве, когда она просыпается женой Людовика XVI. На ней нет ничего, кроме розовых мюлей на низких каблуках. «Это смехотворно!» — протестует она. «Это Версаль!» — парирует ее фрейлина графиня де Ноай, которой Мария-Антуанетта дала прозвище «мадам Этикет». В фильме обувь считается главным фетишем, обойдя даже украшения. Туфли «кондитерских» цветов приравнены к пирожным, той самой еде, которая символизирует падение Марии-Антуанетты. В первой сцене фильма она отдыхает, черпая ложкой розовую глазурь на торте, а ей надевают на ногу розовую туфельку.
Монтаж «Марии-Антуанетты» иллюстрирует декадентские привычки женщины, оторванной от реальности. Обувь показана очень подробно, камера любуется туфлями, как сверкающими драгоценностями, которыми себя украшают женщины. Художница по костюмам Милена Канонеро хотела, чтобы Маноло Бланик создал обувь для фильма, потому что именно он был и остается последним словом в мире роскоши. Этот дизайнер обуви создает красивые вещи, связанные с нашим миром только желанием ими обладать. Бланик использовал портреты Марии-Антуанетты, чтобы воссоздать базовый силуэт эпохи, но его творения намеренно не соответствуют историческим реалиям. Когда Марии-Антуанетте приносят пару атласных мюлей на каблуке рюмочкой, она говорит, с пренебрежением отзываясь о любовнице ее мужа: «Это в духе Дюбарри». То есть это слишком вычурно даже для нее.
Фильм «Мария-Антуанетта» вдохновил создателей обложки журнала Vogue и фоторазворота в нем (случайно на фото не оказалось туфель от Бланика), а также многочисленные романтические фотосъемки, прославляя пустоту, которую мир моды обычно стесняется признавать. Но, к счастью, создателей сериала «Секс в большом городе» поверхностность моды совершенно не смущала. Ставки любого дизайнера, которому повезло быть в нем упомянутым, невероятно повышались. И никто не выиграл от этого больше, чем Маноло Бланик, чьи туфли стали неотъемлемой частью истории первого фильма «Секс в большом городе» (2008).
Бланик создал для фильма лодочки из синего атласа, украшенные пряжкой. Когда «мистер Биг», жених Кэрри, отказывается от свадьбы в духе Vogue — с чем потом соглашается и сама Кэрри, — она выходит за него замуж в простом наряде из винтажного магазина одежды («безымянном») и в синих атласных туфлях от Маноло. Биг делает Кэрри предложение во второй раз, используя эти туфли вместо кольца с бриллиантом, чтобы «скрепить сделку». И снова туфли от Бланика превосходят даже драгоценности. Фильм «Секс в большом городе» был не слишком хорошо принят поклонниками сериала, возможно из-за того, что Кэрри отказалась от своей одержимости лейблами в самый важный день ее жизни. «Бланики» остаются, но как единственная экстравагантность этого дня, и их значимость подчеркивается относительной скромностью свадебного наряда Кэрри. (После выхода фильма на экраны универмаг Neiman Marcus продал сотни пар такой модели). Если самая важная часть Кэрри — это ее туфли, то самые важные ее туфли должны быть только от Маноло Бланика.