Последний праздник января: почему в России отмечают «старый Новый год»
Время в России, как и почти все, — вещь непостоянная. Начиная с Х века (после принятия христианства) наша страна шла в ногу с европейскими соседями, которые считали дни и месяцы в соответствии с юлианским календарем. Назывался он так в честь Юлия Цезаря, отменившего по совету египетских астрономов еще в 46 г. до н. э. греческое летоисчисление, в соответствие с которым год делился на десять месяцев. Но и тут не обошлось без сюрпризов: новый календарный год (даже с учетом високосных лет), как выяснилось позднее, опережал астрономический на 11 минут и, соответственно, отставал от реальной смены лет. В Европе задумались о реформе календаря спустя полторы тысячи лет, когда это отставание достигло десяти суток. И в 1582 году римский папа Григорий XIII повелел считать день, следующий за 4 октября, не 5-м, а 15-м. Так появилось григорианское летоисчисление.
Но в православной России мнение «какого-то там» католика не могло быть принято априори. Так возникло расхождение между европейским (новый стиль) и российским (старый стиль) календарями. И когда, к примеру, в Старом Свете с началом марта наступала весна, на территории России вовсю еще «свирепствовали» февральские вьюги. Справедливости ради нужно сказать, что с точки зрения погоды старый стиль лучше соответствовал условиям России, нежели новый (погодное лето не начинается у нас в июне, а зима в декабре и так далее). Впрочем, не стоит полагать, что и в Европе, да и в других уголках мира нововведение было принято сразу и безоговорочно. Достаточно упомянуть, что такие страны, как Великобритания, Швеция и Дания, пришли к новому стилю только в середине XVIII века, а в Китае, Турции и Японии — еще через столетие. Рекордсменом (даже на фоне России) выглядит Греция — там григорианский календарь был официально принят лишь в 1924 году.
В России же по мере интенсификации отношений с внешним миром вопрос о соответствии календарей тоже был актуальным. Путаница в стилях особенно влияла на деловую и дипломатическую переписку. Дело дошло до того, что в одном лишь XIX веке вопрос о переходе на григорианский календарь ставился дважды. Сначала в 1830 году, когда с этой инициативой выступила Петербургская Академия наук. Тогда боявшийся любых «потрясений в умах» после восстания декабристов император Николай I счел предложения ученых просто несвоевременным. К проблеме вернулись в 1899-м, причем за новый стиль активно ратовал сам Дмитрий Менделеев. Но и его поддержки не хватило, чтобы переубедить консерваторов и церковников. Все осталось как прежде: во избежание разночтений в газетах и переписке указывались сразу две даты. А между тем в начале ХХ века расхождение между календарями России и Европы увеличилось еще на день и составляло уже 13 суток.
И только большевики, отделившие церковь от государства, сумели осуществить реформу. Им новый стиль нужен был позарез, поскольку планировавшийся «экспорт пролетарской революции» в Европу был уж точно несовместим с устаревшим календарем. В итоге вслед за 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Разумеется, церковь, не признавшая власть большевиков, отказалась следовать новому стилю. Поэтому 1918 год оказался уникальным во всей истории христианства в России: в нем вообще не было Рождества. Старое отметили 25 декабря 1917-го, а новое — уже 7 января 1919-го. Зато старый Новый год прижился среди верующих всерьез и надолго, поскольку большевики, ломавшие старые устои, сначала просто игнорировали новогодние торжества, а после смерти Ленина и вовсе отменили празднование 31 декабря (про Рождество вообще речь не шла), вместе с украшенными новогодними елками и дедами Морозами. А дети всей страны разучивали новые стихи:
Скоро будет Рождество —
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто елочку срубил
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!
На самом деле эти строки, написанные в 1918 году бывшим сотрудником дореволюционного журнала «Сатирикон» Валентином Горянским, не более чем пародия. Сам поэт эмигрировал в Европу, спасаясь от большевистской расправы. Но новая власть восприняла их куда как серьезно, тиражируя и пропагандируя как стихи «пролетарского поэта».
Новый год — тот, что мы празднуем в ночь с 31 декабря на 1 января, — как официальный праздник, вернулся в Россию лишь в 1935 году. Но для верующих людей он долгое время оставался лишь первым из двух, поскольку приходился на рождественский пост с его разнообразными ограничениями. Сегодня же старый Новый год продолжают отмечать разве что на центральных телеканалах, повторяющих в этот день свои новогодние программы.