Фрэнсис Бэкон — один из самых мрачных европейских художников XX века. Он родился 28 октября 1909 года в Дублине. Семья была небогатой, но с претензией на знатное происхождение: родители экспрессиониста считали, что их фамилия восходит к английскому философу XVI века, тоже Фрэнсису Бэкону, которого называют одним из основоположников эмпиризма.

С детства будущий художник страдал бронхиальной астмой — быть может, именно отсюда происходит болезненная физиологичность его работ. Вопреки очевидной физической слабости Бэкона, воспитывали мальчика очень строго, даже жестоко. Его отец, отставной военный, был бытовым тираном: например, он заставлял Фрэнсиса кататься верхом на лошади, хотя само нахождение животных рядом с задыхающимся ребенком было недопустимо.

Фрэнсис Бэкон, 1984 год
Фото: Ulf Andersen / Getty Images
Фрэнсис Бэкон, 1984 год

Отношения между Бэконом-старшим и его сыном окончательно испортились, когда 13-летний Фрэнсис стал переодеваться в одежду своей матери — так проявлялась его ориентация. Спустя несколько лет после этого инцидента подростка выгнали из дома — тогда Бэкон ненадолго осел в Лондоне. Жить приходилось бедно, в основном на те совсем небольшие деньги, которые Фрэнсису отправляла мать. 

В 1927 отец Бэкона ненадолго восстанавливает с ним отношения и на полгода отправляет сына в Берлин — предполагалось, что путешествие поможет перевоспитать подростка. Однако вместо этого Фрэнсис быстро попадает в богемную среду, посещает ночные клубы и знакомится с авангардным кино. Из Германии он уезжает в Париж, где учит французский, много играет в казино (Бэкон не раз признавался, что зависим от азартных игр) и начинает систематически посещать выставки актуального искусства. 

Раннее творчество

Одним из самых важных художественных впечатлений в своей жизни Фрэнсис называл выставку работ Пабло Пикассо, которую он случайно посетил в Париже в 1927 году. Художественного образования Бэкон не получал, но грандиозного впечатления от авангардных работ современника хватило, чтобы Пикассо до конца жизни оставался для художника одним из главных ориентиров. Тогда же, в конце 1920-х, Бэкон становится дизайнером интерьеров, переезжает из Парижа в Лондон и наконец начинает зарабатывать себе на жизнь — его проекты пользуются большим спросом, их даже публикует престижный журнал The Studio. 

Параллельно с этим Фрэнсис много пишет и часто выставляет свои работы, но критики их либо вовсе не замечают, либо громят за «недостаточную сюрреалистичность». В 1933 году, после одного особенно неудачного показа, Бэкон уничтожает почти все свои картины и на время отходит от занятий живописью. 

Фрэнсис Бэкон «Распятие», 1933 год
Фото: частное собрание
Фрэнсис Бэкон «Распятие», 1933 год

Самая заметная из работ этого периода — чудом уцелевшая в коллекции Майкла Сэдлера картина «Распятие», на которой упрощенно изображена библейская сцена. Фигура Христа на этом полотне сжимается до иконки, тонкого белого скелета на угольно-черном фоне, обернутого в кляксу прозрачного плаща. И хотя сам Фрэнсис называл свои ранние опыты излишне «декоративными» и «лишенными содержания», его авторская манера начинает формироваться уже здесь. 

Как писал Фрэнсис Бэкон

В «Распятии» Бэкон пишет не просто тело Христа, а агонию его тела, хладнокровно вскрывает грудную клетку, чтобы заглянуть внутрь нее. В этом и заключается метод художника: он всегда старался вытянуть образ изнутри, освободить от оболочки заключенную в предмете ярость и катастрофу. Продолжая метафору, внутри тел, которые изображает Бэкон, ничего нет — из них словно уже выскоблили все органы, оставив лишь пустую оболочку, «интенсивный факт тела».

Спустя несколько лет после своего провала, в 1935 году Бэкон вновь отправляется в Париж и в пути приобретает книгу о болезнях ротовой полости. Изображения неестественно разинутого рта с изъязвленными деснами и искривленными зубами глубоко впечатляют Фрэнсиса. Они идеально ложатся в его физиологичную поэтику, поскольку обнаженный рот — это жуткое и уродливое отверстие, через которое тело как бы «выскальзывает» из самого себя. 

Фрэнсис Бэкон «Три этюда для распятия», 1944 год
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum
Фрэнсис Бэкон «Три этюда для распятия», 1944 год

Вскоре после этого открытия Бэкон начинает писать несколько иные картины. Эволюция его стиля на этом этапе больше всего заметна в поворотном для художника триптихе 1944 года — «Три этюда для распятия». Именно его Фрэнсис считал первой настоящей работой, где очень явно выражен центральный для всего творчества Бэкона мотив крика и вновь возникает ключевой образ распятия.

Истерика как основа живописи

Уже в более поздние годы художник последовательно деконструирует старое искусство. Эталонный пример такой переработки — «Этюд по портрету Иннокентия Десятого», написанный в 1953 году и очевидно отсылающий к «Портрету папы Иннокентия Десятого» испанского классика Диего Веласкеса. Веласкес вообще был одним из главных кумиров Бэкона, с которым тот находился в непрерывном внутреннем диалоге. Впрочем, преемственностью эту связь назвать не получается, — Френсис намеренно разрывал отношения с прошлым, выворачивал наизнанку традиционные образы мировой художественной культуры.

Фрэнсис Бэкон «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса», 1953 год
Фото: Des Moines Art Center
Фрэнсис Бэкон «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса», 1953 год

Так, монументальный трон с картины Веласкеса становится у Бэкона «тюрьмой параллелепипеда» — давящей на понтифика со всех сторон золотой клеткой. Лицо священника художник разрывает на части беззвучным и от того еще более жутким криком, а его руки, расщепляясь, превращаются в гниющие шматы сырого мяса. Все линии на картине плывут, а краски сливаются и изменяются — перетекают из насыщенного красного в грязный фиолетовый. Холодное величие папы Иннокентия оборачивается его же ядовитым бессилием. Таким образом Бэкон обнажает истерию материального, закипающий внутри людей и предметов хаос.

«Тошнота» Сартра и «спазм» Бэкона

В середине XX века Френсис Бэкон был близок к популярным тогда идеям экзистенциализма, и свое отражение в творчестве художника они также нашли. С точки зрения экзистенциалистов, человек — это одинокое обреченное существо, пожирающее себя изнутри. Персонажи работ Бэкона точно так же оказываются отчуждены друг от друга — только не общественными условностями и не самой природой, а волей художника, темнотой, наглухо замыкающей окружающее пространство. 

Фото: Ulf Andersen / Getty Images

Герой почти каждой картины Фрэнсиса — одновременно палач и жертва, убийца и остывающий труп. Пока персонажей из произведений французского писателя Жан-Поля Сартра одолевает «тошнота», у Бэкона все живое сковывают разного рода «спазмы» — от дефекации и рвоты до эякуляции. Тело пытается с болью вырваться само из себя через все имеющиеся отверстия, развоплотиться, посредством насилия соединиться с окружающим его Ничто.

«Выскальзывание» Бэкона и Уильям Берроуз

Стремление «выскользнуть» из тела в тексте точнее всех артикулировал Уильям Берроуз — писатель и основатель психоделической традиции американской литературы. В самом знаменитом своем романе «Голый завтрак» он в абсолютно бэконовской манере заканчивает описание одной из эротических сцен: 

«Его тело начинает биться, сокращаясь к подбородку. С каждым разом биение все длиннее. “Уииииииии!” вопит мальчик, каждый его мускул напряжен, все тело тщится опорожниться через член. Он отпускает ноги, и те хлопаются обратно на кровать. Он выгибает спину и зевает». 

Фрэнсис Бэкон «Лежащая фигура со шприцем», 1933 год
Фото: частное собрание
Фрэнсис Бэкон «Лежащая фигура со шприцем», 1933 год

С Берроузом Бэкона в первую очередь роднит проблематика выхода за грани тела, в том числе с помощью запрещенных веществ. Так, на картине 1963 года «Лежащая фигура со шприцем» тело не столько прибито к полу и растекается по нему, сколько пытается вылезти во внешний мир через полую иглу. То есть это не шприц вторгается в тело, а тело вторгается в шприц.

От инъекции с персонажем на холсте происходит нечто страшное, его заживо выворачивает наизнанку, сковывает судорогой. Химическое воздействие расчеловечивает, превращает и без того мясное, но хотя бы имеющее представление о собственной телесности существо в безмозглую отбивную. Впрочем, сам Бэкон всякую связь этой работы с наркотической тематикой отрицал.

Тело как мясо

Отношение к собственной плоти как к мясу — чисто бэконовская особенность. Мясо отличается от традиционного образа плоти тем, что легко сходит с костей и по виду напоминает некое бесструктурное месиво, кровавую кашу. Человеческое тело у Бэкона похоже на комок сырого фарша, оно слеплено из того, что нашлось под рукой.

Фото: Ulf Andersen / Getty Images

Из-за своей излишней мягкости, кашеобразности мясо обречено причинять себе боль и гнить, выглядеть болезненно. Бэкон даже позвоночник воспринимал как пронзающий тело меч, а вместо лиц на своих портретах писал головы, уродливые твердые массы спрессованной плоти. У персонажей Бэкона остаются лишь ощущения от лиц, их эмоциональные слепки, но не сами лица. Исключений художник не делал даже для автопортретов — почти на каждом из них Фрэнсис изображен с огромной переливающейся гематомой вместо лица, где не всегда различимы глаза, нос и рот.

Для того чтобы подытожить, обобщить творчество Бэкона и кратко обозначить весь его пугающий инструментарий, лучше всего подойдет слово «мясорубка». Благодаря выдающейся авторской технике Фрэнсису удалось перемолоть, обуздать стихию перверсии, разложения и смерти, законсервировать ее в своих работах. Что еще важнее, Бэкону оказалось под силу эстетизировать отвратительное, создать из чистой физиологии герметичный и мрачный художественный мир, который до сих пор невозможно спутать ни с чем другим.