
Не только Миядзаки: пять фильмов студии Ghibli
«Сказания Земноморья» (2006)
Горо Миядзаки

Вселенское равновесие нарушено. Во владениях людей появляются драконы, урожай под угрозой — Земноморье в опасности. Разобраться в причинах решается верховный маг — и ему предстоит непростой путь. В дороге он встречает принца, убившего короля и преследуемого за то Тенью. Маг помогает юноше избежать гибели, а позднее открывает тайны мироздания — природу жизни и смерти, правды и лжи. Вместе им суждено служить истине.
«Сказания Средиземья» — это адаптация популярного книжного цикла американской писательницы Урсулы Лет Гуин, отмеченного множеством премий в области фэнтези. Киноверсия Миядзаки тоже стала успешной — удостоилась 6-минутных оваций на 63-м Венецианском кинофестивале, получила номинацию на премию Японской киноакадемии в категории «Лучший полнометражный мультфильм года» и пять недель возглавляла японский кинопрокат. Любопытно, что при этом «Сказания» назвали худшим фильмом на японском аналоге «Золотой малины», а Горо Миядзаки — худшим режиссером.
«Ведьмина служба доставки» (1989)
Хаяо Миядзаки

По достижении 13-летия ведьмам нужно пожить среди людей — это часть обучения. Так, Кики вместе с котом Дзидзи оказываются в соседнем портовом городке. Чтобы не скучать, ведьмочка начинает собственное дело — открывает срочную службу доставки. Ставка на способность беспрепятственно рассекать небо на метле не срабатывает — Кики то и дело попадает в нелепые ситуации, но в то же время встречает новых друзей. Взлеты и падения она учится переносить буквально.
Несмотря на то что Кики летает на метле, ее можно назвать самой приземленной героиней Хаяо Миядзаки. Помимо волшебства, девочку занимают обычные бытовые вопросы — этим она похожа на реальную женщину. Неслучайно японки приводили своих дочерей в кинотеатры, чтобы показать, как девочка справляется с рядовыми трудностями. Кассовый успех изменил положение Ghibli — после «Ведьминой службы доставки» авторов студии перевели на долгосрочные контракты.
«Еще вчера» (1991)
Исао Такахата

Таэко родилась и выросла в Токио, поэтому высотки для нее сродни деревьям — сельской местности она не видела. Когда подруги уезжали на лето в деревню к бабушкам, Таэко считала это чем-то невообразимым и всегда мечтала оказаться на их месте. В 27 лет девушка, наконец, решает осуществить свое незатейливое желание и едет за город. В дороге она пускается в воспоминания о пятом классе, обучение в котором пришлось на 1966 год, и удивительным образом находит в прошлом ответы на насущные вопросы.
«Еще вчера» создал сооснователь Ghibli Исао Такахата, который любил экспериментировать со стилем, уважая при этом основной — гуманистический — вектор студии. Через ностальгический сюжет Такахата переосмысливает последствия урбанизации в Японии и показывает, к чему может привести отрыв от корней. Ностальгия здесь прослеживается сразу в нескольких линиях, но ярче всех та, что заявляет: «прошлое не вернуть».
«Шепот сердца» (1995)
Ёсифуми Кондо

Сидзуку обожает сказки — все свободное время она проводит в библиотеке за чтением книг. Выбрав очередную, она замечает, что до нее книгу брал некий Сэидзи. Постепенно выясняется, что абсолютно все, что читает Сидзуку, уже побывало в руках Сэидзи. Мальчик учится в параллельном классе, и вскоре школьники сближаются. Отношения дарят им не только радость первых романтических чувств, но и помогают понять, кем они хотят стать в будущем.
Фильм о поиске своего признания создал Ёсифуми Кондо — ему, как и предполагал Хаяо Миядзаки, удалось выдержать идеальный ритм, подразумевающий чередование спокойного повествования (реальность) и динамичных вставок (воображение героини). Сочинять истории — дело непростое, еще сложнее показать, как случается «магия сочинительства». Кондо это удалось.
«Воспоминания о Марни» (2014)
Хиромаса Ёнэбаяси

Анна привыкла к одиночеству и, как это часто бывает, живет в воображаемом мире. Но однажды она открывает для себя реальность — ее отправляют в приморский городок на Хоккайдо поправить здоровье. Там она встречает жизнерадостную Марни, совершенно не похожую на саму Анну — тем удивительнее, что вскоре девочки становятся подругами. Но что, если Марни — плод воображения Анны, так называемая «лучшая версия себя»?
В основе «Воспоминаний о Марни» — роман британки Джоан Робинсон «Когда здесь была Марни». В японской анимационной версии действие переносится из Англии на Хоккайдо, но это не меняет сути происходящего. Самому молодому режиссеру Ghibli, который стал автором первого метра студии, снятого без участия Миядзаки и Такахаты, прекрасно удалось сохранить зыбкое настроение литературного источника. Состояние, когда не можешь отличить реальность от выдумки, у Ghibli «в крови».