«Армастан. Я тебя тоже». Новый сборник рассказов Анны Матвеевой
«Армастан» в переводе с эстонского означает «люблю». Любви в самых разных ее проявлениях посвящен новый сборник рассказов российской писательницы и журналистки Анны Матвеевой, вышедший в «Редакции Елены Шубиной». В издание вошли 11 историй о доме, деле жизни, мечте, способности замечать и ценить красоту. «Сноб» публикует одну из них
Девушка с Плотинки
Раньше это были просто фотографии — лето, юность, Свердловск. Люди, взятые в кадр, еще не умели позировать, поэтому лучше всего получались застигнутыми врасплох в естественной среде обитания: например, со спины, на Плотинке, у каменного парапета с выглядывающими из-за него любопытными фонарями. На заднем туманном плане чернеет чугунная фига — она же «разорванные оковы пролетариата», или «уральский стальной узел», одно из двух, одна из двух. Две фиги, обрамляющие Плотинку, «украсили» центр Свердловска в 1980-х, когда по всем городским ДК выступал «Наутилус Помпилиус», и на сцене тоже хватало черного: подведенные глаза Бутусова и Умецкого, галифе, скованны-е од-ной цепь-ю!
Да, раньше это были просто фотографии, напечатанные из экономии на четвертушке от стандартного размера, а проявленная пленка хранилась в баночке, подписанной сверху, как варенье: «Свердловск, лето 1989 г.». Сейчас это сразу и отпечаток эпохи, и шанс увидеть в тех старых снимках знакомых людей — тех, кого сейчас нет рядом. Тот умер, эти — уехали, а та изменилась до такой степени, что не узнаешь: рваные джинсы, белые кеды, звезда ботокса во лбу. Так хочется видеть ее прежнюю — в короткой самошитой юбке, с поясом-резинкой на двух кнопках (пояс, разумеется, красный). Туфли на каблуках-рюмочках, скорее всего, куплены на «туче» — великом и ужасном Шувакише, гранд-барахолке всея Урала. Или взяты в свадебном салоне «на справку», ведь лето — пора свадеб, брат скоро женится, а в «Товарах для новобрачных» можно отовариться всей семьей, если невеста нежадная.
Отсканированные старые фото, проявленные в ванных комнатах под невинно-красным фонарем, отпечатанные на глянцевой бумаге, целыми стаями всплывают, как в корытцах с раствором, в группах и пабликах, — и я всматриваюсь в каждую с надеждой разглядеть случайно пойманных объективом отца, брата, одноклассника Диму и того мальчика, в которого так неудачно влюбилась в десятом классе. Надеюсь увидеть моих немолодых друзей юными.
Наш Оперный театр — тогда еще зеленый — стоит прямо напротив университета, а между ними — памятник Свердлову в кустах бешеной сирени. На фоне Свердлова снимается семейство — пузатый папа с усами, невзрачная мама, две дочки в гольфах. Прохожие, мазнувшие тот кадр будто бы малярной кистью. Не переснять, не уничтожить — если какой-нибудь голубь влетел в сюжетное поле, он останется в нем навсегда.
Сквер у Пассажа, уличные художники, скрипач — нет уже ни сквера, ни Пассажа, надеюсь, что скрипач жив. На снимке все на местах: образцовый, идеальный отпечаток лета 1989 года. Сколько раз мы бродили здесь с моей лучшей подругой. Ищу ее на фото, не нахожу, но замечаю, что все женщины, запечатленные камерой, все до единой — в платьях.
Июль, позади абитура, я поступила, подруга — нет, но мы едем вместе с ней в большое самостоятельное путешествие: Ленинград – Иваново – Москва.
Вчера мы гуляли с ней по городу, целых полчаса гуляли, пока ее не вызвали звонком к больной родственнице; да и меня ждал взрослый сын. Лето в Екатеринбурге ничем не отличается от лета в Свердловске — теплые и холодные дни чередуются наобум, здесь нет ни системы, ни правил. Подруга пришла на встречу в пальто из тонкой шерсти, я еще издали заприметила его — подумала: нет, не может быть!
Может, может!
— Сколько ж ему лет?
Больше тридцати.
Это пальто я привезла из первой заграничной поездки. Испания. Мадрид – Толедо, семь дней, постарайся привезти что-нибудь практичное! Оно поразило воображение тем, что было сшито без всякого подклада и доходило мне чуть не до пят. С подругой мы то и дело менялись вещами по юной нищете — и мадридское пальто перекочевало в конце концов к ней в гардероб.
— А теперь оно снова вошло в моду, видишь?
Я щупаю ткань.
— Муж хотел выбросить, но я не разрешила. Смотри, вот только манжеты немного заношены, но я не замечаю: единственная польза от того, что зрение с годами стало хуже.
Нам с подругой и помимо пальто есть о чем вспомнить.
Например, людей с фотоаппаратами. Это благодаря им я теперь всматриваюсь в старые фото групп «Типичный Екатеринбург» или «Старый добрый Свердловск» и тщетно отыскиваю тех, кто так и не попал в кадр.
И вдруг на одном снимке вижу себя.
Это определенно я или кто-то очень похожий, деливший со мной то лето, город и музыку, гремевшую из всех окон, — ведь модны были не только пояса-резинки, модным было выставить магнитофон в открытое окно, чтобы вся округа наслаждалась Бутусовым или Цоем.
Нет, это все-таки не я, та девушка, попавшая в кадр на Плотинке. Она пониже ростом и коренастее, к тому же в те годы я носила очень длинные волосы, да и маленькой сумочки у меня не было: был портфель, вмещавший в себя три бутылки вина.
Нет, это все-таки я: почему-то мне помнится, что я стояла однажды на Плотинке именно так, вглядываясь в серенький уральский июль и прижимая правую руку к щеке, как будто репетировала фантастическую для того времени сцену разговора по мобильнику.
Я так долго разглядывала этот снимок, что стало казаться — если я окликну ту девушку, то она повернется, и фото оживет! Весь тот день оживет, я увижу ее лицо или свое отражение в зеркале.
Недавно близкий друг рассказал мне, как встретил однажды в кафе мальчишку, похожего на него в юности. Так был похож, что страшно стало: и лицо, и жесты, и даже голос! Друг не мог глаз от него оторвать, мальчик даже занервничал — подумал, поди, что педофил сидит рядом и чуть не плачет от умиления. (А вот в 1989 году далеко не каждого сентиментального человека подозревали в педофилии.)
— Так ты бы подошел к нему! — сказала я, увлеченная этим сюжетом. — Сказал бы, как в кино, мол, я — это ты в будущем. И дал бы несколько ценных советов.
Сама же подумала: а что бы я сама посоветовала той девушке на Плотинке, если бы она каким-то чудом обернулась, посмотрела бы в камеру, посмотрела бы мне в глаза?
Посоветовала бы все-таки поехать в Америку через несколько лет, как бы кто ее от этого ни отговаривал?
Но тогда у меня не было бы таких прекрасных детей.
Посоветовала бы бежать подальше от человека, который разобьет мне сердце?
Но тогда бы я не стала писателем.
Посоветовала бы еще больше беречь своих близких?
Но, насколько я помню ту девушку, она не слушала и не принимала чужих советов, ценила мнение немногих и не верила вообще никому.
И смотрит она, конечно же, не на элегантное здание Уральского горного училища (ныне колледжа), а в свое непонятное будущее, где все произойдет именно так, как должно произойти.
У меня впереди целое лето, у нее — целая жизнь.
Но лето, скажу я вам, это тоже неплохо.
Даже уральское.
Особенно — уральское!
Приобрести книгу можно по ссылке