Яркие примеры классики в новом формате от издательства «МИФ» — лидеры продаж этого года 
Яркие примеры классики в новом формате от издательства «МИФ» — лидеры продаж этого года 

В книжном бизнесе обложка играет не меньшую роль, чем сюжет. С момента изобретения печатного станка и до наших дней обложка преобразилась из простого защитного элемента в настоящее искусство, цель которого — завоевать внимание читателей. Это первое, с чем взаимодействует покупатель, от чего зависит, захочет ли он узнать книгу поближе. Сегодня обложка — не просто красивая обертка, а полноценный маркетинговый инструмент, способный вызвать эмоции и заинтересовать публику.

Интересный факт: по данным книжной сети «Читай-город», лидером по количеству версий обложек в мае 2024 года стала сказочная повесть «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. 88 вариантов — впечатляющее число, которое показывает, как переиздания помогают сохранять свежий взгляд на классику и отражают изменения в предпочтениях читателей.

Один из трендов сегодняшнего дня — молодежные издания и культовые произведения в новом оформлении. И даже если цена на такие книги выше, качество и стиль обложки делают их покупку вполне оправданной.

Как обложка становится лицом книги: искусство, которое продает

Необычный эксперимент британской фриланс-платформы показывает, как оформление обложки влияет на книжный рынок. Компания взялась за улучшение дизайна книг семи разных жанровых направлений. В результате кликабельность увеличилась от 14 до 164%, в зависимости от книги. 

Кир Витковский, основатель сервиса «Метранпаж», подчеркивает, что создание обложки — это целое искусство: «В дизайне обложек необходимо учитывать многие факторы. На их основе должен быть создан базисный дизайн, включающий правильные типографические приемы, гармоничную цветовую гамму и выразительную композицию. Это комплексный подход, который делает обложку не только красивой, но и эффективно продающей».

Часто книги продаются лучше именно благодаря «вирусным» обложкам, которые становятся популярными в соцсетях и СМИ. На примере самого известного романа Михаила Булгакова эта тенденция выражена очень ярко. В сети книжных «Читай-город» самое бюджетное издание «Мастера и Маргариты» сейчас можно приобрести за 159 рублей, а самое дорогое — за 4032 рубля. 

Обложки изданий стоимостью 159, 229 и 4000 рублей 
Обложки изданий стоимостью 159, 229 и 4000 рублей 

При этом версия для читателей young adult за 679 рублей, созданная приглашенным блогером-иллюстратором, обгоняет в рейтинге даже кинообложку, появившуюся в этом году. 

Обложка от издательства «МИФ» 
Обложка от издательства «МИФ» 

Создание оформления с помощью нейросетей: миф или реальность? 

В 2023 году на весенней ярмарке non/fiction издательство «Бомбора» предложило посетителям интересное голосование. Читателям необходимо было выбрать лучшие обложки среди книг, часть из которых была создана дизайнерами, а другая — выполнена искусственным интеллектом. И, несмотря на то что на тот момент нейросетевые обложки проигрывали оригинальным примерно вдвое, желание публики отдать за них свой голос показало, что читатель готов принять дизайн, созданный нейросетью.

Нейросетевой книжный дизайн вызывает сегодня живой интерес и дискуссию. Из наиболее громких примеров — романы Сары Маас «Дом земли и крови» и «Фрактальный шум» Кристофера Паолини. В них искусственный интеллект помог воссоздать визуал, полный красочных деталей и уникальных элементов, характерных для фэнтези-миров. 

Обложки мировых бестселлеров, сгенерированные с помощью нейросети
Обложки мировых бестселлеров, сгенерированные с помощью нейросети

Однако самой известной остается «Автобиография нейросети» — история, написанная от лица искусственного интеллекта и профессионально оформленная им же.

Обложка книги, авторство которой принадлежит ChatGPT
Обложка книги, авторство которой принадлежит ChatGPT

«Мне кажется, у масштабного внедрения ИИ в создание обложек есть потенциал, —   говорит Полина Маннанова, ведущий PR-менеджер сети «Читай-город». — Это может сэкономить время и ресурсы издателей. Здесь важны два фактора: достоверность и качество исполнения. Значимость такой технологии особенно высока для авторов самиздата, у которых ограничен бюджет. Возможность оформления с помощью ИИ позволяет им выпускать книги наравне с крупными издательствами. Кроме того, у автора есть возможность самому сделать обложку к своей книге. Сегодня не каждый писатель, сотрудничающий с крупным издательством, может позволить себе такую роскошь». 

Художник-дизайнер Виктория Лебедева объясняет тенденцию использования нейросетевого дизайна так: «Сейчас идет упор на перегруженные детализированные изображения, как раз те, где живой художник не успевает физически. Доступность и скорость ИИ в этом направлении фантастическая».

Подобный функционал постепенно появляется и на отечественном рынке. В частности, возможность генерации изображений по коротким промпт-запросам на русском языке и создание полноценных обложек теперь доступны в сервисе «Метранпаж».

Обложки, сгенерированные и собранные в сервисе «Метранпаж»
Обложки, сгенерированные и собранные в сервисе «Метранпаж»

Помните оригинальное оформление романа-эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»? Вот, как трансформировала знакомую нам обложку нейросеть: от ввода желаемого сюжета до подбора шрифтов и расположения текста.

Каким будет дизайн обложек через 10 лет? 

С каждым днем нейросети становятся все универсальнее в применении. С развитием версий и алгоритмов искусственного интеллекта увеличивается и возможность их массового использования. 

Кир Витковский, промпт-инженер и эксперт в области нейросетей, уверен: «Внедрение ИИ в процессы — от подготовки макетов до создания захватывающих обложек и анализа текстов — кардинально изменит методы работы в ближайшее время. В создании обложек нужно в первую очередь думать про читателя и контекст. 

Существует два подхода — завлечь целевую аудиторию, которой приятно жить в парадигме определенного жанра, либо попробовать пойти против правил, чтобы эту аудиторию удивить и дополнительно привлечь к себе внимание. Именно эту задачу в перспективе и будут выполнять нейросети.

В следующие 10 лет дизайн обложек может стать частью дополненной реальности. Живые обложки — это только начало. Далее нас ждет возможность наблюдать за 3D-сценами, создавать умные обложки, меняющие цвет или текстуру в зависимости от окружающей среды, времени суток или даже настроения читателя. Это будущее, на которое очень хочется взглянуть».

Обложки книг «Дюна», сгенерированные в «Метранпаже»
Обложки книг «Дюна», сгенерированные в «Метранпаже»

Виктория Лебедева видит ИИ преимущественно в молодежном и фэнтезийном жанрах, где важны скорость и разнообразие дизайна, утверждая, что художники одного яркого стиля могут быть подвержены выгоранию за 5–7 лет.

«ИИ может сэкономить время и ресурсы издателей, это правда, — говорит Полина Маннанова, — но здесь важны два фактора: достоверность и качество исполнения. Если нейросеть сгенерировала твою фотографию и оставила у тебя четыре пальца вместо пяти, можно посмеяться. Но если четырехпалая рука окажется на обложке книги из-за невнимательности редактора — это риск». 

Это значит, что нейросети станут отличными помощниками уже существующих специалистов, освобождая их время и ресурсы на творчество за счет выполнения рутинных задач. Но без модерации человека в их использовании точно не обойтись.

Автор: Анна Кулакова