Почему ушел агрегатор

Израильская компания Gett появилась в 2010 году как конкурент Uber и Lyft. В 2012-м она пришла в Россию и в основном работала в Москве. Гендиректор компании в РФ Анатолий Сморгонский отмечал, что в столице агрегатору приходится конкурировать не только с сервисами такси, но и с каршерингом и развитым общественным транспортом. В конце 2010-х Gett снизил стоимость поездок, чтобы удержать позиции на рынке.

11 марта 2022 года Gett заявила, что планирует реорганизацию российского подразделения компании. «Многие корпоративные клиенты Gett уходят с российского рынка или приостанавливают деятельность, что существенно влияет на возможность компании реализовывать свою стратегию», — говорилось в пресс-релизе. В мае Gett разослала таксопаркам письмо c объявлением об уходе из России. В нем сказано, что такое решение связано с блокировкой «программ и (или) технических средств», которые агрегатор использовал для работы.

Станет ли такси дороже

«Ситимобил»* и «Таксовичкоф» заявили, что уход Gett не станет причиной повышения цен на перевозки. Игорь Рудзий, глава компании People&People, которой принадлежат эти агрегаторы, поясняет, что на ценообразование влияют другие факторы, такие как подорожание автомобилей, запчастей и горюче-смазочных материалов. Рудзий планирует, что освободившуюся долю рынка займут агрегаторы People&People, и надеется, что цены для пассажиров останутся «адекватными».

Уход Gett не может оказать влияния на рост цен, поскольку агрегатор занимал небольшую долю рынка перевозок, утверждает глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Шваргеус. «По состоянию на конец февраля, “Яндекс” занимал 84% рынка московских такси, и только 16% занимали все остальные агрегаторы, — говорит он. — 30 мая глава Дептранса Максим Лексутов заявил, что в целом по столичному региону таксисты перевозят 1,6 млн пассажиров в сутки. А Gett в последний год имела порядка 16 тысяч заказов в сутки в городе. Это мизер, поэтому на рынок такси уход Gett почти не влияет, а на ценообразование не влияет совсем».

Уход любого агрегатора приводит к монополизации рынка такси, считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. «У пассажиров и таксистов должен быть выбор среди агрегаторов, — говорит он. — Писали, что тот же Gett понижал ценник поездки, что создавало конкуренцию и благоприятно сказывалось на пассажирах. Если конкуренция исчезает, на рынке такси становится только хуже».

*«Ситимобил» объявил о прекращении работы с 15 апреля 2022 года, но его приложение продолжает работать.

Подготовил Алексей Синяков