Группа Эдi
Фото здесь и далее: Дмитрий Сидоренко
Группа Эдi

Есть ощущение, что вы буквально за одну неделю ворвались в поп-культуру. Про вас написали Олег Кармунин в «Русском Шаффле» и «Лентач», а трек «Проявление любви» из тысяч выбрал Баста. Кажется, все эти явления выходят за рамки чисто музыкальных — как будто это уже говорит про культурный феномен. Как вы себя ощущаете в новом контексте? Насколько на все эти медийные события повлиял альбом «Сомачувствия»?

Эдие: Благодаря тому, что многие большие паблики опубликовали наш релиз безвозмездно, мы прокачались эмоционально — уверенность поднялась. Но, мне кажется, точка отсчета, которая возникла при написании альбома «Сомачувствия», очень важна. Мы делаем внежанровую музыку и получаем удовольствие от отсутствия рамок. А многие музыканты стараются выдержать жанр, этому еще и дополнительно потворствуют лейблы, мотивируя жанровую целостность необходимостью попасть в конкретные плейлисты.

Когда тебя оценивают музыкальные критики разных жанров, то это дает тебе какой-то особенный энергетический импульс, осознание, что кроме тебя такая музыка может нравиться разным людям. Особенно лестно, когда тебя относят к популярной музыке. Когда попадаешь в «Русский Шаффл», то появляется ощущение возможного успеха. Это объективно приятно. Лучше, чем говорить, что мы андеграунд и относимся к каким-то не известным никому стилям.

А как о вас узнал Баста?

Александр: Это очередная случайность. Эдие мне постоянно писала, что проект «Трамплин» от «VK Музыки» проводит слушания для нового сезона, а я игнорировал. Мы за пять лет деятельности отправили столько заявок на разные конкурсы и в проекты, что я стал относиться к этому скептически. Но у VK настолько хорошо развита реклама, что когда мне в ленте уже, наверное, раз в двадцатый попался этот конкурс, то я не выдержал и заполнил форму. В итоге мы попали в шорт-лист.

Эдие: Мы правила конкурса, оказывается, неверно прочитали. Редакция VK совместно с Бастой выбирали потенциальную для фита песню. Мы не вникли, отправили заявку с долей самоиронии. Думали, все равно не выберет. В этом сезоне конкурса пришло рекордное количество заявок — около двух тысяч, и пройти в лист из 22 финальных заявок было для нас чем-то совершенно неожиданным.

Музыка из нового альбома сильно отличается от той, что была раньше. Это уже не инди-поп, а какой-то микс из драм-н-бейса, транса, этники и рока. Чем для вас обусловлено движение в эту сторону?

Александр: Когда мы с Эдие только познакомились, мы вообще не планировали заниматься вместе музыкой — это получилось спонтанно. Эдие занималась попсовой, эстрадной музыкой, пела в кавер-бэнде. Я был близок к рок-культуре, металу, электронике и вообще андеграунду. А встретились мы в том самом месте под названием «инди-поп». Так совпало, что в 2018 году он был на пике популярности, и мы, покопавшись в нем, нашли для себя что-то близкое, органичное для нас двоих.

Сейчас наши первые альбомы я называю «сборниками демок», хотя тогда мы уже считали их «присказками». В первом нашем альбоме все песни о любви и личных юношеских переживаниях. Мы тогда как раз только начинали наши взаимоотношения, переживали что-то вместе и об этом писали. Во втором альбоме мы по чуть-чуть неосознанно уходили в мифологию. Нам стало недостаточно петь друг для друга и друг про друга, а хотелось поделиться с миром тем, что мы видим своими глазами в окружающих людях, событиях. Там есть такие песни, как «Между двух морей», «Хан» — они по звуку мягче «Сомачувствий», но в них уже видны зачатки нынешних Эдi.

Эдие: Мы стали более извращенные в поиске музыки, которую сами готовы слушать. Происходит соприкосновение двух абсолютно полярных миров, например прогрессивного рэпа, который я люблю слушать, и метала, фанатом которого является Саша. Мне вот, например, раньше вообще не хотелось слушать метал, но посредством взаимодействия, приобщения к вкусам друг друга родилось наше совместное восприятие музыки, механизм ее создания. Мы садимся вдвоем: Саша импровизирует, наигрывает на гитаре рифы, а я могу интуитивно выбрать то, что свежо и круто, попросить его это повторить и начать под это сочинять распевки с текстом. Нам удается разграничить, что звучит как Эдi, а что больше похоже на метал-сайд-проект Александра.

А как изменилась при этом ваша аудитория?

Эдие: Нас стали слушать рокеры. Мы такого даже не предполагали!

Александр: Не просто рокеры, а музыканты-рокеры!

Эдие: Это шок, так как данный жанр предполагает суровость, выдержанность формы, меньше заигрывания с образом. А мы, напротив, стали более балованные. Какие-то другие запустились в нас процессы с написанием «Сомачувствий».

Александр: Удивительно, как ты сказал, что альбом заметили инфлюенсеры поп-культуры, а слушают, добавляются в соцсети и делятся впечатлениями люди абсолютно противоположных жанров: от рока и метала до тяжелой электроники.

Эстетика вашего дуэта выходит за пределы музыкальных жанров и ярко выражается в визуале: обложках релизов, ваших фотографиях, клипах. Новое видео на песню «Роса» — тому прекрасный пример. Ваша контрастная внешность, яркие наряды, танцы, крымская природа. Можете рассказать подробней об этом клипе?

Александр: Вообще на половину песен из альбома «Сомачувствия» у нас есть полноценные синопсисы и раскадровки клипов — они накопились за три года. Но мы каждый раз приходим к тому, что все идеи упираются в высокие бюджеты. То есть либо компьютерная графика нужна, либо профессионально набранная массовка, либо художественная постановка и актеры. К сожалению, пока мы не можем себе этого позволить. 

При этом уникальность песни «Роса» заключается в том, что она как бы вместила в себя весь альбом, элементы остальных 11 песен. Она одна из наших особенно любимых. И поэтому мы решили, что на эту песню надо снять хоть какой-то видеоклип, пусть даже мы сделаем это вдвоем. Оказалось куда проще выделить три свободных дня на съемки, чем найти полноценную команду: в Крыму это непросто.

Эдие: У меня ушла где-то неделя на продумывание образов, поиск костюмов, пошив деталей, масок, головных уборов. Общий бюджет на клип был тысяч шесть с небольшим, включая бензин. Но хотелось, чтобы получилось стильно, концептуально и при этом не выглядело «кринжово». 

Мы снимали все только вдвоем. Сначала застряли на машине прямо в горах, потом приехали на локацию, донесли по холмам весь реквизит и обнаружили вокруг нас сотни клещей. Это был очень стрессовый день, но мы решили преодолеть эти непредвиденные трудности и продолжить работу.

Давайте поговорим о содержании. О чем альбом «Сомачувствия»? Как появилась мысль записать его? 

Александр: Изначально мы думали назвать альбом «Самочувствия» — как сборник переживаний, которые пропитали Эдi за последние пять лет. Но затем появилась песня «Сома» и органически преобразовала это слово, дала ему наше уникальное понятие, четкое терминологическое объединение всех песен. Сомачувствие — это выход из своего тела, можно так сказать. Это физическое, моральное состояние, зависящее от непреодолимой силы.

Интересно, что слово «сома» многие знают больше через поп-культуру — по книге «О дивный новый мир» Хаксли, нежели по ведическим традициям.

Александр: Сома — это ритуальный напиток скифских жрецов. Смесь трав, с помощью которых они выходили на связь с предками, духами, потусторонними силами, черпали их идеи и выдавали людям лечение и истину.

Да, это близко по смыслу к Хаксли. Насколько я понимаю, он позаимствовал название как раз из мифологии. Я правильно понимаю, что альбом передает определенное ощущение забытья?

Эдие: Сложно сказать. Скорее нет. Концепция выстроилась не за последние несколько лет, когда альбом уже был придуман и находился в процессе записи и сведения. Песня «Сома» появилась в 2021 году, но тогда у нас уже были 90% демо-записей в диктофоне. И было полное понимание повествования. Получился собирательный образ человека, познавшего этот мир. Каждая песня рассказывает о судьбе человечества в какой-то страшный момент. 

Во-первых, в песне «Сома» есть теологический подтекст. Во-вторых, буквально пересказ теории эволюции (в песне используется игра слов: ее главным героем является сом, выбравшийся из воды. — Прим. ред.). В-третьих, общее состояние фантасмагории. Можно сказать у нас появилась миссия познать глубинную историю, в которой человечество еще только знакомилось с ощущениями чудес, потусторонних миров, физической борьбы цивилизаций, духовностью, — и показать это все нашими глазами.

Удивительно, как вы сочетаете мифологию и биологию, органическое начало и неорганическое. Как эти контрасты уживаются в вашей музыке?

Александр: Довольно легко. Когда ты объединяешь несочетаемое, то рождается нечто новое. У нас с Эдие есть совместное увлечение крымской мифологией, мифологией Причерноморья и Средиземноморья, изучение древних проторелигий. Эдие — учитель биологии. Нам комфортно разделять опыт, смешивать философию, теологические и мифологические веяния с какими-то прямолинейными, более близкими к реальности фактами. Это то, как духовное, по сути, влияет на физическое. Все смешивается, и образуются такие присказки, сказки, истории.

Эдие: Здесь еще срабатывает некий научный субъективизм. Когда я училась в университете, преподаватели говорили: «Мир появился из первичного бульона — результата химической эволюции». Но в реальности нам духовно нужно что-то еще. Не каждый способен подпитываться только лишь наукой, иметь глубокое научное мышление. Мы эмоциональны по природе своей. Эмоции мы испытываем от событий, а события не всегда положительные. Появляется желание верить, что дальше будет больше хорошего.

В детстве я была очень впечатлительным ребенком — из серии тех, кто под кроватью ищет невиданное существо, а в темноте ощущает следящий взгляд. Очевидно, мои рецепторы были настроены под восприятие подобных странностей, умение с ними мириться, познавать и давать им объяснение. А естественно-научный яркий интерес, мировоззрение окончательно сформировалось чуть позже. Скорее, случилось это в момент вызова, который поступил от родителей. «Ты должна получить профессиональный навык, который будет тебя “кормить”, но и иметь дело для души, развития личности, которое не будет навязчиво монетизироваться». И вот в девятом классе я сознательно обозначила область интересов. Так что, получается, фантазии и мифология — все-таки мой первичный интерес.

На вашем предыдущем EP «Присказка» присутствовали песни сразу на трех языках: русском, украинском и крымскотатарском. «Сомачувствия» были записаны только на русском. Почему так? И как вы решаете, на каком языке будет записана та или иная песня?

Александр: Мы используем все три языка как в быту, так и в творчестве. Когда писался альбом «Сомачувствия», у нас уже было несколько композиций на крымскотатарском языке, а сейчас их собралось на целый полноформатный альбом. И он уже в процессе написания. Но мы решили, что для начала стоит довести до ума что-то одно. По нашим ощущениям, «Сомачувствия» должны были быть полностью на русском языке. А крымскотатарский альбом должен случиться отдельно, чтобы полностью передать всю суть, автохтонность языка, уникальность истории, культуры, мифологии. Погрузить в эту тему человека, как не понимающего язык, так и близкого к тюркоязычной группе языков.

Мы хотим сделать эту запись с ориентиром на широкую географию, включающую в себя как тюркоязычные народы России — Алтая, Сибири, Татарстана, так и страны Азии, например Узбекистан и даже Турцию. Там хорошо развит интерес к новой этно-культуре, течениям современной музыки и музыкальным симбиозам современности. Все это мы называем общим термином — этно-футуризм.

Получается, полноценное погружение в крымскотатарский фольклор еще впереди. Мне показалось, что «Сомачувствия» — это мифологический фьюжн из самых разных культур, завязанный на единой истории. Это так?

Эдие: Каждый человек — абсолютно любой религии, этноса, страны — сможет найти в новом альбоме близкое. Тут есть сходные сказки, существа, истории. Конечно, они встречаются в разных культурах, только названы и трактуются по-разному. Например, джинны — это духи, светлые и темные. Их можно встретить в средневековом мусульманском фольклоре, в персидской и арабской культурах. Они сопровождают человека, перетягивая каждый на свою сторону. Или история про девять неизвестных мудрецов из песни «Ядра Золотые», которая берет начало в глубокой древности. И в художественной литературе разные авторы эту концепцию берут за основу, например те же братья Стругацкие в своем романе «За миллиард лет до конца света». В некоторых источниках эту историю связывают с Древней Индией, события происходили до нашей эры во времена правления императора Ашока. А дальше это уже для каждого фантазия на тему.

Александр: Думаю, стоит добавить, что кроме мировых мифов в альбоме по-прежнему достаточно крымских мифов, мифов крымскотатарской культуры. Крымскотатарский народ имеет интересный этногенез: он произошел от скифов, сарматов, готов, гуннов, аланов и многих других. Про это, к сожалению, даже не все представители народа знают.

То есть это все связано, так как в это заложено много этносов и, соответственно, много культурных предпосылок?

Эдие: У нас есть идея — преобразить свой генетический код в музыкальную форму. Показать нашей семье, родственникам, как может звучать этника. У многих восприятие ориентировано только на традиционную фольклорную форму звукоизвлечения, поэтому я чувствую потребность открыть новый звук. Плюс хотелось бы, чтобы и за пределами полуострова как можно больше людей узнали, кто такие крымские татары.

Александр: Конечно, не мне судить, но кажется, что в крымскотатарской культуре есть определенные рамки традиций, за которые боятся выходить. Например, есть же якутский панк, казанский инди-поп на татарском языке, а у финно-угорских народов есть этно-футуристическое современное звучание. Поэтому мы поставили перед собой определенную цель — вывести культуру за рамки. 

Эдие: Хотелось бы, чтобы у полуострова был свой звук, узнаваемый во всем мире. Тогда бы все получилось и миссия была бы выполнена. А вот насколько это реально и хватит ли нас для реализации — это уже другой вопрос.

Вы уже выступали на фестивалях в разных частях мира, но сольники были только в Крыму. Какие у вас ожидания от грядущего концерта в московском Powerhouse, который состоится 30 мая?

Александр: Ожидания теплые, потому что, судя по статистике и общению со слушателями, есть понимание, что в Москве у нас самая большая аудитория. Думаю, многие ждут встречи, так как нас давно спрашивают о том, когда мы приедем в Москву. Очень надеюсь, что все эти доброжелательные ребята доберутся к нам, мы все вместе пообщаемся, лично познакомимся и отлично проведем время — как в процессе нашего выступления, так и после.

Эдие: Для меня это интимный момент, когда ты разделяешь творчество с максимально понимающей аудиторией. Я очень жду, когда смогу энергетически погрузиться в этот обмен. Представляю этот момент на репетициях и предвкушаю!

Беседовал Саша Рай