
«Времена года» и его величество орган: главные события музыкального фестиваля «Московское барокко»

Фестиваль «Московское барокко» объединит музыку самых разных композиторов эпохи барокко, однако особое внимание будет уделено творчеству Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. Эти два великих композитора, такие разные и в то же время по-своему выразившие сложную, противоречивую эпоху, наполненную героикой и духовными исканиями, создали бесценные музыкальные шедевры. Многие из них прозвучат на фестивале. Откроет фестиваль гала-концерт, посвященный торжественным и помпезным произведениям Генделя. Атмосферу его праздничной музыки передадут сопрано Диляра Идрисова (лауреат премии «Золотая маска» за мастерство в интерпретации барочной музыки Генделя) и фестивальный барочный оркестр «Зарядья» под управлением немецкого дирижера Йорна Бойзена. Финальной точкой музыкального марафона «Московского барокко» станут вокальные сочинения Баха в исполнении ансамбля Intrada.
Инструментальные концерты
7 марта Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Феликса Коробова представит программу-посвящение Баху — музыкальные «поклоны» гению от Моцарта, Онеггера и Вилла-Лобоса, а знаменитый Концерт для клавира — но уже на рояле — исполнит молодой пианист Арсений Тарасевич-Николаев. Продолжит путешествие по музыке эпохи барокко коллектив, который играет на инструментах, созданных итальянскими мастерами XVII–XVIII веков, — «Страдивари-ансамбль». 13 марта музыканты Мариинского театра сыграют знаковые сочинения Генделя, а также его современников Георга Филиппа Телемана и Антонио Вивальди. Помогать им будет харизматичный дирижер и скрипач Лоренц Настурика-Гершовичи — руководитель петербургских музыкантов, способный устроить интерактивное шоу с публикой даже на самом строгом академическом концерте.

16 марта камерный оркестр «Солисты Москвы» и маэстро Юрий Башмет представят «Бранденбургские концерты» Баха — цикл, который композитор написал в подарок графу Кристиану Людвигу фон Бранденбургу, надеясь таким образом получить место придворного руководителя оркестра. На работу Баха не взяли. Граф отправил его подарок в архив, и понадобилось более ста лет, чтобы «Бранденбургские концерты» стали исполняться по всему миру. 17 марта на фестивале можно будет услышать главный хит классической музыки — «Времена года» Вивальди. Выдающийся венгерский скрипач Кристоф Барати и оркестр Pratum Integrum, исполняющий музыку на исторических инструментах, как по волшебству заставят лето сменить осень, а зиму — весну.
27 марта камерный оркестр «Виртуозы Москвы» проложит «Путь к свету» — именно так называется программа, в которой объединятся самые проникновенные, философские инструментальные произведения Баха. Компанию им составят концерты Вивальди, в том числе его так называемый «Деревенский концерт» (Концерт для струнных, соль мажор, Alla rustica), который звучит в таких фильмах, как «Мария-Антуанетта» Софии Копполы и «Наполеон» Ридли Скотта.
Музыка для редких барочных инструментов

Фестиваль в «Зарядье» даст возможность познакомиться с главными дошедшими до нас инструментами эпохи барокко — московские исполнители раскроют богатство специфических тембров и звукоизвлечения каждого из них. 8 марта публика услышит дуэты, трио, квартеты композиторов-лютнистов XVIII века из нотной библиотеки прусской принцессы Вильгельмины: неизвестные раритеты оживут благодаря виртуозу Константину Щенникову-Архарову. 30 марта прозвучит величественная «Немецкая органная месса» Иоганна Себастьяна Баха. За органом — признанный мастер Александр Фисейский, который наполнит пространство мощным и глубоким звучанием этого удивительного инструмента. Концерт 31 марта будет посвящен музыке для клавесина — щипкового клавишного инструмента, на котором свою интерпретацию Шести клавирных партит Баха продемонстрируют опытные клавесинистки Мария Успенская и Анастасия Антонова.
Оперы, спектакли и даже фламенко
В программе фестиваля «Московское барокко» заявлены и музыкально-театральные произведения «виновников» торжества — Баха и Генделя. Несмотря на то что Бах никогда не писал для театра и не оставил после себя опер, его сочинения, повествующие о библейских сюжетах, сегодня часто звучат на концертных и театральных площадках. Одно из них — гигантская вокально-инструментальная «Месса», обращение к Богу от лица простого человека. 11 марта «визитную карточку» творчества Баха представят Московский камерный оркестр Musica Viva и Хор имени Свешникова. Гендель создал свыше 40 опер на исторические и мифологические сюжеты, существенно обогатив развитие этого жанра. И хотя опера «Альцина» будет показана 23 марта в концертном варианте — без декораций и костюмов — великолепные солисты во главе с примадонной Василисой Бержанской перенесут публику на остров, где живет волшебница, превращающая рыцарей в чудовищ.

И куда же без экспериментов? 8 марта на сцене «Зарядья» оживет необычный проект, объединяющий изысканность эпохи барокко и страсть традиционного испанского фламенко. Балет Flamenco Barocco Capriccios и солисты оркестра Pratum Integrum покажут, как чинная, изящная музыка Люлли и Боккерини может уживаться с ритмами перкуссий, канте фламенко и пленительным звучанием гитар. А 12 марта актер театра и кино Валерий Баринов, сопрано Венера Гимадиева и органистка Лада Лабзина в концерте-спектакле «Бах и Гендель. Несостоявшая встреча» поразмышляют о том, что было бы, если бы такие разные гении эпохи барокко, родившиеся в один год, наконец встретились — как и хотели однажды.
Подготовила Надежда Травина