КС разрешил изымать имущество у родственников и друзей коррупционеров. Как это повлияет на россиян
После проверки КС сделал вывод, что изъятие не противоречит закону о контроле за расходами госслужащих. В суде считают, что такая конфискация «относится к особым правовым мерам», а также направлена на противодействие коррупции и защиту «конституционно значимых ценностей».
Что говорит эксперт:
Решение КС — подтверждение тому, что в России складывается практика расширительного применения норм о конфискации имущества, рассказал «Снобу» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. «С правовой точки зрения, оно, конечно же, не может быть безупречным. По нормам, доказывать законность или незаконность приобретения имущества должны органы предварительного следствия. С подобными доказательствами у последних, мягко говоря, туговато. Таким образом, своим решением Конституционный суд расписался в бессилии правоохранителей и обязал обычных граждан самим доказывать законность своих действий», — объяснил эксперт.
По словам Добрынина, россияне уже привыкли к тому, что каждый обвиняемый сам доказывает свою невиновность и непричастность к преступлению. Ежедневно граждане России сталкиваются с тем, что презумпция невиновности закреплена только в Конституции — теперь, утверждает адвокат, людям придется оправдываться и за законность приобретения имущества.
Что еще известно:
В 2017 году Никулинский районный суд Москвы изъял у матери, отца и знакомых Захарченко имущество на сумму более девяти миллиардов рублей. Согласно решению суда, доходы экс-полковника и членов его семьи не могли позволить им купить указанную недвижимость. Родственники и друзья Захарченко пожаловались на решение районного суда в КС, заметив, что нормы о контроле за расходами чиновников на них не распространяются.
В июне 2019-го Захарченко приговорили к 13 годам колонии, его признали виновным в получении взяток и воспрепятствовании правосудию, а также лишили воинского звания. Позднее приговор смягчили до 12,5 лет.