Социологи проанализировали открытые данные о 370 282 учениках в 582 школах Петербурга. Согласно результатам исследования, 65 процентов школьников оканчивают девятый класс в том же учебном заведении, куда поступали в первый. При этом на этапе средней школы мобильность еще ниже, замечают исследователи: с пятого по девятый класс остаются в одной школе 85 процентов учеников.

Почему это важно:

Родители школьников могут сами выбирать учебное заведение для своего ребенка, а многообразие видов школ — гимназий, лицеев, с углубленным изучением предметов или без — позволяет выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Эту траекторию, пишут «Ведомости», стоит выбирать при поступлении ребенка в старшие классы, однако родители делают это куда раньше — перед первым классом.

В итоге выбор школы зависит от социально-экономического статуса родителей, их амбиций, образования и культурного капитала. Дети из более низких социальных слоев в основном попадают в «пролетарские», «обычные» школы. Это усиливает образовательное неравенство, а низкая мобильность снижает шансы сменить учебное заведение. В результате, заключают социологи, уровень школьного образования ребенка все меньше зависит от его собственных способностей и усилий.

Что еще известно:

Около 10 процентов школьников переходят в другие заведения на рубеже начальной и средней школы, 12–13 процентов — средней и старшей. Исследователи полагают, что как минимум половина детей меняют школу из-за переезда. Кроме того, многие переводятся в другие учебные заведения из-за конфликтов. На «стратегическую мобильность», когда с помощью перехода школьник стремится улучшить свои образовательные перспективы, приходится только один-два процента в год.

«Ведомости» также приводят результаты опроса фонда «Общественное мнение» о качестве школьного образования в России. Согласно ему, в 2019 году 44 процента респондентов ответили, что российское образование ухудшается. Для сравнения, в 2018 году так ответили 35 процентов россиян, а самый большой показатель зафиксировали в 2016-м: тогда об ухудшении говорили 46 процентов респондентов. О том, что образование напротив улучшается, в 2019 году высказались 15 процентов опрошенных. 25 процентов заявили, что оно не меняется, а 16 процентов затруднились ответить на этот вопрос.