Четыре века экспедиций. В Москве открылась выставка об истории покорения Арктики
Вчера в парке «Зарядье» состоялся пресс-показ выставки «Исследователь и художник: искусство в экспедиции», которая является частью большого просветительского проекта, посвященного четырехсотлетней истории исследований русской Арктики. «Сноб» побывал на открытии и рассказывает, чем она может удивить
Проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» приурочен к завершению второго года «Большой научной экспедиции» Сибирского отделения РАН и компании «Норникель». Одноименная выставка является его частью. Ее куратором стал известный искусствовед Кирилл Гаврилин.
Выставка разместилась сразу на двух площадках «Зарядья»: ретроспективная часть — в верхних палатах Старого Английского двора, современная — в павильоне «Заповедное посольство». Эти локации выбраны неслучайно. Именно из Старого Английского двора в XVI-XVII веках стартовали первые экспедиции в Арктику. В верхних палатах можно увидеть средневековые карты, макет одного из старейших поселений русских первопроходцев, а также резные украшения и бытовые изделия из кости и национальную одежду народов Севера.
Часть экспозиции посвящена периоду царствования Николая II — времени активного освоения Арктики, многочисленных экспедиций, в которых участвовали и художники. Здесь можно увидеть работы первого русского живописца, побывавшего за Полярным кругом, на Новой Земле и открывшего миру Арктику, Александра Борисова. Его знаменитые полярные пейзажи есть в коллекциях известных зарубежных музеев. «Превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно написанные. В них ярко выражена любовь этого русского Нансена к черной воде океана, с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца», — говорил о его работах художник Илья Репин. И если для Борисова Арктика сурова и строга, то для ненецкого художника Тыко Вылки, чьи работы также представлены на выставке, это добрый и уютный отчий дом. Посмотреть на этот край по-новому помогут и работы исследователя, автора первых цветных фотографий Арктики Николая Пинегина, а также русских художников-авангардистов Казимира Малевича и Ольги Розановой, которые черпали вдохновение в строгих геометрических орнаментах национальной одежды нганасанов. Стоит отметить, что в середине XIX – начале ХХ века Русский север вошел в моду, а белые медведи стали излюбленным образом разнообразной рекламной продукции. На выставке можно полюбоваться флаконом одеколона «Северный» фабрики «Брокар» по эскизу Малевича, с фигуркой медведя на крышке.
В павильоне «Заповедное посольство» представлены современные художники, представители science-art, которые исследуют уникальную арктическую флору и фауну и влияние на нее человека. «Модернистская архитектура павильона и флотариум в его центре прекрасно гармонируют с экспонатами выставки, в которых переплетаются наука, технологии и творчество», — отмечает художник Мила Введенская. Её работы рассказывают о хрупкости природы, о человеке и его пребывании в мире — от рождения до самой смерти. В них нашли свое отражение национальные орнаменты и верования коренных малочисленных народов.
Художники Ева Никонова и Дмитрий Платонов, каждый по-своему, исследуют состояния воды. Никонова в своих работах использует натуральный камень. «Еще в детстве я начала собирать минералы. Каждый кусочек кварца был для меня драгоценностью, — рассказывает она. — Вечная мерзлота хранит в себе огромный пласт информации о жизни, какой она была миллионы лет назад, поэтому я попыталась воссоздать молекулу воды, живой и мертвой, в камне».
Работы Дмитрия Платонова подвижны и изменчивы, как сама вода. Конструкции подвижны. Они состоят из лабораторных трубочек, заполненных жидкостью и спаянных вручную. «В своем проекте я пытаюсь показать всю глубину океана и изучить глубины человеческой души. Делаю зрителя соучастником, ведь именно он задает движение всей конструкции. Каждый делает это по-своему, а я, наблюдая за зрителем, понимаю, с каким настроем он пришел и какие эмоции переживает».
Марина Пахомова пришла в творчество из мира науки. Ее проект GRAFFEN стал итогом многолетней работы в научных центрах. «Я занималась закупками исследовательского оборудования и часто бывала в лабораториях. Один из моих коллег исследовал графен и однажды предложил посмотреть на него в микроскоп. Так мне открылся потрясающий мир малых форм, и я решила, что хочу поделиться им с окружающими», — объясняет Пахомова. Она представила на выставке изображения графена, полученные методом темнопольной микроскопии. «Как графен связан с Арктикой? Экзокостюмы с графеновым покрытием защищают человека от экстремальных холодов, — говорит она. — По работе я часто бывала в командировках в Норильске и Дудинке. Любуясь красотой ледяной пустыни, я подумала, что графен похож на лед, зимнюю тишину и северное сияние одновременно».
Партнером проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» стала компания «Норникель», которая ежегодно инициирует масштабные научно-исследовательские экспедиции в Заполярье с привлечением ученых, краеведов и сотрудников заповедников.
«Наука, искусство и культура — ДНК нашей компании. Но язык науки сложен и потому понятен не всем. В этом проекте нам удалось рассказать об исследованиях Арктики через художественные образы и показать, как менялось отношение к ней, — заявил вице-президент «Норникеля» по экологии и промышленной безопасности Станислав Селезнев. — Со временем первобытный страх перед этим суровым краем сменился уверенностью. Человек почувствовал себя хозяином Арктики, стал смотреть на нее с потребительской точки зрения. Мы же хотим, чтобы люди не забывали об уважении к ней, ведь Арктика — один из столпов экономического и культурного развития, достояние нашей страны».
Выставка в парке «Зарядье» продлится до 10 марта. С 5 по 29 февраля к проекту присоединится РГХПУ имени Строганова, а с 13 февраля по 9 апреля — Государственный Дарвиновский музей.