«Это может произойти в любой православной гимназии». Что священники говорят о взрыве в Серпухове
13 декабря в православной гимназии при монастыре в Серпухове прогремел взрыв. Сработало самодельное взрывное устройство, которое принес бывший ученик гимназии Владислав Струженков. Юноше оторвало ногу, 12 подростков пострадали. По предварительным данным, Струженков подвергался буллингу со стороны преподавателей. Православные священники из разных приходов не исключают, что к взрыву могли привести жесткие порядки в гимназии и консерватизм педагогов
Илья Соловьев, священник
Прочитал правила поведения в этой монастырской гимназии, и многое осталось непонятным. Почему, например, детям запрещается шутить? Почему не допускаются «яркие обложки» для дневников и учебников? Какой тут грех? Разве в образовательном процессе должны иметь место только лишь 50 оттенков серого? Зачем начинать каждый урок с молитвы и ею же заканчивать каждый урок? Не достаточно ли молитвы перед началом первого урока и окончанием последнего? <…>
Еще более странными представляются следующие ограничения: «сиди прямо, не облокачивайся на стол руками», «на спинку стула не откидывайся», «ногу на ногу не клади», «не вздыхай, не потягивайся и не зевай <…> ногтей на руках своих не осматривай, руками при разговорах не маши, а держи их на коленях». Далее — «походку имей ровную, с ноги на ногу не переваливайся, телом не качайся». Для выполнения таких рекомендаций с детьми надо проводить занятия по строевой подготовке! Не помню, чтобы такие рекомендации были у нас в армии.
Похоже, что после этих ограничений упоминание о запрете для учеников оружия и взрывчатых веществ кажется вполне логичным <…>.
Евгений Агеев, иерей
К сожалению, то, что произошло сегодня в Серпухове, может произойти и в любой из наших православных гимназий. К сожалению, во многом это мертворожденные учреждения. Педагоги и духовенство немолодого возраста реализуют через них свои собственные представления о том, какими должны быть дети и подростки. Отсюда стандарты одежды позапрошлого века, учебники 50-х годов (ведь при Сталине все было гораздо лучше!) и главное — страшное психологическое давление на учеников. <…>
Да, для малышей в таких гимназиях атмосфера часто очень дружественная, семейная, комфортная, можно сказать, «сюсюкающая». Но дальше — подростков снова воспитывают учительницы, да при этом еще «православные» и свою православность ставящие на высокий свещник (подсвечник. — Прим. «Сноб»), чтобы [она] светила всем окружающим. И со средней школы начинается жесткий прессинг: не будьте такими, какие вы есть, а будьте такими, как надо нам. Общие молебны, организованные исповедь и причастие, контроль причесок и одежды, и т. д. и т. п. <…>
И снова повторю то, что обще для всех наших школ: дети и подростки не видят будущего. И в обычных, и в православных школах мы даем им одну историю. Бесконечные князья, преподобные, герои войн... А им не интересно прошлое, им жить в будущем! А мы будущее от них закрыли, его для нас самих как бы не существует. Но тогда и у них не возникает ценности своей юной жизни. И рвутся, и стреляются.
Афанасий Селичев, настоятель Михайло-Архангельского монастыря
Самоподрыв безумного подростка в Серпухове только укрепил меня в понимании того, что православные общеобразовательные учебные заведения должны существовать совершенно отдельно от монастырей. Как мужских, так и женских.
Соболезную пострадавшим детям, и насельницам монастыря, на чьи головы сейчас польется всякая грязь.
Андрей Кураев, бывший протодиакон РПЦ
В учительных книгах традиционных обществ просто не найти рецептов для современной педагогики. Поэтому монастырские школы — это пространство экспериментов на детях. Эти эксперименты ставят люди, которые боятся детей. И этот свой страх они маскируют забором жестких запретов и требований <…>
Попытка превратить детей в колонну «юных послушников» закономерно вызывает протест и срыв.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь