
Открытие нобелевских лауреатов 2025 года изменит подход к лечению рака и аутоиммунных заболеваний
Революционные открытия лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине 2025 года сыграли решающую роль в иммунологии и в будущем значительно продвинут науку в лечении онкологических и аутоиммунных заболеваний. Об этом «Снобу» рассказал кандидат физико-математических наук, вице-президент по ранней разработке и исследованиям биотехнологической компании BIOCAD Павел Яковлев. Эксперт подробно объяснил, чем именно примечательно достижение учёных.
«Одним из ключевых элементов адаптивного иммунитета, то есть того, что подстраивается под конкретные угрозы, являются Т-лимфоциты. Обычно их делят на два основных типа: T-киллеры — лимфоциты, которые непосредственно могут убивать злокачественные клетки и Т-хелперы — клетки-помощники, которые стимулируют все компоненты иммунной системы правильно реагировать на конкретный вид угрозы, с которым столкнулся организм. Помимо механизмов активации иммунитета, ничуть не менее важным являются механизмы его успокоения, ведь если нашу иммунную систему не остановить, то она может перекинуться и на здоровые ткани, что будет вызывать аутоиммунные болезни, такие как диабет первого типа, болезнь Бехтерева, рассеянный склероз, системная красная волчанка и другие», — пояснил Яковлев.
По словам Павла Яковлева, Нобелевская премия отмечает открытие механизма, предотвращающего «дружественную стрельбу». Лауреаты 2025 года Шимон Сакагучи, Мэри Э. Бранкоу и Фред Рамсделл открыли и исследовали третий вид Т-клеток — регуляторные лимфоциты, которые способны выполнять функцию иммунного тормоза. Они узнали о генетических механизмах образования таких клеток и их роли в развитии заболеваний при нарушении тонкого баланса работы.
Раковые клетки умеют фактически прятаться от иммунного надзора, привлекая на свою сторону T-reg, которые подавляют атакующий потенциал T-лимфоцитов. В результате иммунная система не распознаёт и не уничтожает зарождающуюся опухоль. Многие современные методы иммунотерапии рака нацелены на то, чтобы снять лишние тормоза, в том числе через прямое подавление или уничтожение регуляторных T-клеток в опухолевом микроокружении, чтобы иммунные клетки смогли снова распознать раковые клетки и атаковать их. Один из сегодняшних лауреатов Фред Рамсделл — соучередитель одной из биотехнологических компаний, которая сейчас как раз разрабатывает препараты, работающие по таким принципам.
Недостаток T-reg тоже может привести к серьезным проблемам. Так, при рассеянном склерозе сбой иммунной толерантности приводит к атаке T- и B-лимфоцитов на миелиновую оболочку нервных клеток. На ранних этапах болезнь удаётся сдерживать иммуномодуляторами, например интерфероном-бета. Но когда рассеянный склероз переходит в вторично-прогрессирующую стадию, в том числе за счет истощения функции регулирующих Т-клеток, одних интерферонов уже недостаточно. Приходится применять препараты, уничтожающие B-клетки, такие как моноклональные антитела к CD20. К числу таких препаратов относится дивозилимаб — первый российский оригинальный препарат для терапии рассеянного склероза.
По словам Павла Яковлева, открытие регуляторных T-лимфоцитов произвело революцию в понимании иммунной системы.
«Стало ясно, почему наш иммунитет не убивает нас, хотя и может выработать реакцию против чего угодно. Недаром Нобелевский комитет отметил, что открытия Сакагучи, Бранкоу и Рамсделла сыграли решающую роль в иммунологии. Дальнейшее же изучение работы регуляторной системы уже продвинули и еще значительно продвинут нас в лечении самых тяжелых онкологических и аутоиммунных заболеваний», — резюмировал эксперт.