Представители РПЦ пожаловались, что «Сноб» не опубликовал полностью их комментарий о русском экзорцизме. Мы это исправляем
22 декабря на «Снобе» вышел материал о современном русском экзорцизме «Одержимые. Как россияне изгоняют бесов из себя и своих детей». Одним из спикеров в тексте выступил протоиерей Павел Великанов. После публикации на сайте зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе написал в своем телеграм-канале пост, в котором пожаловался на то, что не все слова Великанова вошли в финальный текст, а также раскритиковал сам материал на «Снобе». Рассказываем, что происходит
По мнению Кипшидзе, в тексте нашлось место «не для осмысленной православной позиции», которую изложил Великанов, а «для душещипательных подробностей, на тему, кто и как заламывал руки, изнасилований и расценок на изгнание бесов».
Также Вахтанг Кипшидзе написал в своем посте, что Синодальный отдел «пытался узнать» у журналистов, почему в материал вошел не весь текст спикера. Позже пост был отредактирован, и это изменили на фразу: «Мы пытались выражать недоумение, почему так вышло». На самом деле никто из Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ не задавал журналистам вопросы и не выражал свое возмущение в явной форме. Пост с критикой представитель отдела выслал уже постфактум соавтору материала Анастасии Харчишеной.
Приводим полный текст с вопросами авторов и присланными до публикации ответами отца Павла:
От католической церкви только три священника могут заниматься экзорцизмом. А сколько батюшек от РПЦ могут проводить отчитки в России?
Здесь важно вспомнить о догматических различиях между православием и католицизмом, причем — не поверите! — в вопросе деторождения. Дело в том, что согласно православному вероучению, Своей Крестной смертью и Воскресением Иисус Христос избавил все человечество от власти дьявола — и в Таинстве Крещения каждый христианин становится наследником этой победы. Однако в католической догматической системе, наиболее ярко выраженной в схоластических построениях Ансельма Кентерберийского, в жизни человечества осталась своего рода «ахиллесова пята», через которую человек снова оказывается доступным демоническим силам — это страстное зачатие. Именно через телесное зачатие, по твердому убеждению Ансельма и многих иных схоластических мыслителей, происходит «всевание демонического семени» в человеческую природу. Именно отсюда появился неведомое православной традиции учение о «непорочном зачатии Девы Марии». Соответственно, младенец оказывается под влиянием темных сил с самого момента своего зарождения — и если он умирает некрещеным, его душа отправляется в ад — в этом вопросе католическая догаматика не допускает иных вариантов. Отсюда и необходимость в совершении специального обряда изгнания демонов из крещаемого — даже если это еще младенец, не успевший совершить даже малейшего греха в силу своего возраста.
Православная Церковь учит иначе, следуя словам апостола Павла: «Честен брак и ложе нескверно» (Евр. 13:4). Для православной традиции в целом характерен такой взгляд: все то, что было благословлено Самим Богом, и задумано Им, не может быть само по себе «порочным» — таковым его делают страстные искажения, но сами по себе отношения между полами в законном браке между любящими друг друга не являются ни греховными, ни «переносчиками заразы греха». Поэтому чин экзорцизма, хоть и встречается уже в древности в чинопоследовании таинства Крещения, все же исторически был адресован к взрослым людям, с «богатой жизненной историей», в которой было место и сознательным грехам, и, возможно, следствию грехов — зависимости от демонов.
Тот факт, что в православной Церкви для таинства Крещения используется чин, исторически ориентированный на взрослых, объясняет наличие в его тексте заклинаний на изгнание темных сил (экзорцизм). Это норма современной церковной жизни.
Остальные же проблемы, связанные с воздействием духов на человека, в обычной приходской практике решаются через участие в Таинствах Церкви — прежде всего, исповеди, причащения, соборования. Это позволяет понять, почему в ряде Поместных Православных Церквей экзорцизм (кроме чтения молитв во время крещения) вообще не практикуется — это Александрийский Патриархат, Польская Православная Церковь, Американская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь. В других церквах — как и в Русской — можно встретить частные случаи благословения особо опытных священнослужителей на совершение чина экзорцизма. Но это едва ли можно назвать общим правилом. Главное внимание все же уделяется другим способам оказать духовную помощь страждущим от злых духов.
Следует также отметить, что в новейший период на территориях, подвергшихся влиянию безбожной идеологии, в переходные времена социальный запрос на «отчитку» существенно возрастал. Это было не только в России, но и в Болгарии, Сербии, Румынии, Чехии, Словакии. Однако после появления определенной стабильности, эти практики фактически сходили на нет.
Примечательно, что интерес к экзорцизму чаще всего проявляют люди с магическим типом мышления — которое существенным образом отличается от христианского. Этому типу мышления свойственно механистическое понимание бытия — и если где-то возникают проблемы, главное — найти «правильный ключ» к их решению, и тогда все вернется на свои места. То есть и причина проблем, и их решение по отношению к личности человека есть нечто внешнее. И таким же внешним видится влияние злых духов, безотносительно образа мыслей и жизни конкретного человека. Однако христианин понимает, что если он ведет себя в соответствии с заповедями, регулярно посещает храмовые богослужения, участвует в таинствах Церкви, исповедуется искренне у духовника — он с избытком огражден от каких бы то ни было поползновений нечистых духов получить власть над его душой. Поэтому верующего во Христа куда больше волнует борьба со своими собственными страстями и грехами, чем сама идея найти «виновного» в своих проблемах беса и того, кто сможет его «изгнать».
Как в православной церкви выглядит процедура наделения священнослужителя полномочиями экзорциста? Существует ли какой-то регламент, позволяющий батюшкам заниматься этим: нужно ли им благословение? Если да, то чье?
Да, без благословения правящего архиерея никакие чины изгнания злых духов не могут совершаться. 26-е правило Лаодикийского Собора (364 г.) гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах». В настоящее время в одной из комиссий Межсоборного Присутствия разрабатывается документ «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма», где будет подробно описана процедура получения церковного благословения на проведение чина изгнания злых духов.
Какие существуют правила проведения сеансов экзорцизма (обряда отчитки)? Или каждый батюшка делает это по-своему?
В практике Русской Церкви главным образом используется чин из состава молитв, надписанных именами святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста, которые вошли в состав Большого Требника. Иногда также используется чинопоследование из Требника святителя Петра (Могилы) — который является переводом латинского требника, что позволяет говорить о имевшейся в свое время достаточно сильной зависимости в вопросе экзорцизма не от Православной, а от Латинской традиции.
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь