Космодром Восточный начали строить в Амурской области в 2012 году. К 2019-му Следственный комитет возбудил больше 140 уголовных дел по нарушениям во время строительства. Президент России Владимир Путин тогда говорил:

«Сто раз сказано было: "Работайте прозрачно. Деньги большие выделяются. Проект тоже носит практически общенациональный характер". Нет, воруют сотнями миллионов. Сотнями миллионов! Уже несколько десятков уголовных дел возбуждено. Состоялись уже решения судов, в тюрьме люди сидят. Нет. Порядка так там до сих пор и не удалось навести как следует».

Вот лишь некоторые из осужденных по делам о коррупции на космодроме — все они могли бы попасть в «расстрельный список» Дмитрия Рогозина.

  • В 2015 году уголовное дело возбудили в отношении гендиректора компании «Стройиндустрия-С» (один из подрядчиков космодрома Восточный) Сергея Терентьева. По версии следствия, он больше двух месяцев умышленно не выплачивал зарплату работникам. Кроме того, за период с конца ноября 2014-го по март 2015-го Терентьев похитил почти 6 миллионов рублей.

В 2016-м его признали виновным по двум статьям: 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат») и 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), приговорили к 11 месяцам лишения свободы и назначили штраф 100 тысяч рублей. Терентьев вину полностью признал.

  • В растрате обвинили также бывшего начальника Спецстройсервиса Андрея Ярцева, экс-директора организации «Стройконструкция С» Анатолия Рязанова и предпринимателей Владимира Денискина и Николая Шкадина. Следствие решило, что «Стройконструкция С» закупала у предпринимателей металлоконструкции для строительства Восточного по завышенным ценам. Рязанова обязали вернуть в бюджет около 800 миллионов рублей и приговорили к четырем годам заключения, Ярцева — к семи, Денискина — к семи с половиной, а Шкадина — к шести с половиной годам колонии.
  • В отношении заместителя начальника государственного генподрядчика Дальспецстроя — Михаила Гельмана в 2016-м году возбудили уголовное дело по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

Осенью 2014-го он в обход конкурса заключил семь договоров с ЗАО «Аэродромы. Мосты. Дороги» на строительство водозаборных сооружений на космодроме Восточный на сумму свыше 1,1 миллиард рублей. При этом к марту 2015-го работы были выполнены менее, чем на один процент, сроки сдачи объектов сорвались, а самого Гельмана осудили на шесть лет и три месяца колонии и лишили права занимать определенные должности сроком на три года.

  • Бывшего директора ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК занималась непосредственно строительством космодрома Восточный) Виктора Гребнева в 2019-м приговорили к пяти годам условно и штрафу 200 тысяч рублей. Но вскоре наказание ужесточили и уже реальный пятилетний срок он отбывал в исправительной колонии общего режима.

Его обвиняли в присвоении средств в особо крупном размере и преднамеренном банкротстве. С 2012-го по 2014-й он, как считает следствие, заключал заведомо невыгодные договоры поручительства и контракты, из-за которых ТМК потеряла 130 миллионов рублей, а сам Гребнев в итоге похитил 288. Вину он не признал.

Кроме того, Рогозин рассказал, что с лета прошлого года обязал всех потенциальных кандидатов на должность топ-менеджеров «Роскосмоса» проходить проверку на полиграфе — так глава госкорпорации надеется предотвратить коррупцию в ракетно-космической отрасли.

В разговоре со «Снобом» авиаэксперт Вадим Лукашевич отмечает: «Единственное, ради чего выступает Рогозин — ради самопиара. А цель его выступлений — это (уже давно) сами выступления, без какой-либо содержательной части. Задумываясь над словами Рогозина, мы по сути начинаем анализировать поток сознания идиота. Заявления его звучат так, будто он ни к «Роскосмосу», ни к происходящему в нем отношения не имеет, как будто он сегодня первый раз пришел на работу и неожиданно для себя обнаружил коррупцию.

На тему ужесточения наказаний может высказываться Шойгу, МВД, Прокуратура, Следственный комитет, но никак не Рогозин. Напомню, он, по решению Путина, курировал строительство космодрома Восточный, а соответственно, и за коррупцию там отвечает лично.

Вообще сама по себе коррупция — системное явление, с которым можно бороться только, создавая некие экономические механизмы, ей препятствующие. Вводить смертную казнь — глупо, это совершенно популистское заявление. С преступностью борются не жестокостью наказаний, а их неотвратимостью».

Подготовила Кристина Боровикова