«‎ГУЛ»‎. Временное карантинное медиа, ставшее постоянным

Российский фестиваль современной городской культуры «‎Арт-Овраг» ежегодно проходит в городе Выкса. В этом году из-за пандемии орагнизаторы фестиваля, благотворительный фонд «‎ОМК-Участие», временно перевели все мероприятия на онлайн-платформу. Так 20 апреля в сети появился ГУЛ (Город удивительных людей) — медиапроект, «помогающий людям пережить самоизоляцию с минимальными потерями, не поддаться панике и обрести новый опыт». Основой нового медиа стали онлайн-трансляции с участием известных журналистов, блогеров, деятелей культуры — Михаила Зыгаря, Ильи Варламова, Никиты Кукушкина и других. В результате на платформе ‎ГУЛ за первые два работы прошли 100 прямых эфиров, которые посмотрели больше 10 миллионов раз, а проект из временного медиа превратился в постоянное ‎и продолжает рассказывать о Выксе и десятилетней истории «Арт-Оврага».

«Как есть‎»‎. Корпоративный журнал о еде от «‎Кухни на районе»‎

Медиапроект «‎Как есть» отвечает на вопросы о еде, которые возникают у обычного человека, чаще всего — на его собственной кухне: как выбирать продукты, что-нибудь приготовить и не потратить на это слишком много времени и тому подобное. Онлайн-журнал запускался в условиях карантина: команда разрабатывала сайт, обсуждала макеты, писала первые статьи и осваивала верстку удаленно. Сайт «Как есть» удалось запустить всего за полтора месяца. Издателем стала Наталия Грибуля — экс-редактор журнала «Афиша-Еда».

«‎Люди Байкала»‎. Интернет-журнал о жизни в байкальской Сибири

Российские региональные СМИ чаще всего живут на дотации государства. Их хватает на отработку контрактов с местными властями, но на командировки и большие интересные истории — далеко не всегда. Уникальность медиа «‎Люди Байкала», появившегося в феврале 2020 года, как раз в том, что это нестоличное издание с профессиональными журналистскими материалами о жизни в российской провинции. Авторы издания делают тексты, которые на фоне привычной региональной журналистики выглядят настоящим прорывом — мало кто может похвастаться такими же сложными и захватывающими лонгридами о простых людях из русской глубинки.

«‎Верблюд в огне».‎ Независимое городское издание

«‎Верблюд в огне»‎ — общественно-политическое медиа и еще один впечатляющий пример регионального издания. Это единственное СМИ в Иркутске, которое пишет об ЛГБТ-сообществе, инклюзивности, оппозиционных движениях и других социально-политических явлениях, остающихся вне поля зрения других региональных медиа.

«Нмдни‎». Новое название и новейшая история

«‎Намедни» — легендарная телепередача, выходившая с 1990 по 2004 год на втором канале Центрального телевидения, а затем на НТВ, пока не уволили ведущего Леонида Парфенова. В марте 2019 года «‎Намедни» вернулись в новом формате — теперь это YouTube-шоу, но и здесь энтэвэшники решили напомнить о себе и запретили Парфенову использовать название «‎Намедни». Так в новом сезоне, стартовавшем в октябре 2020-го, программа получила новое название — «‎Нмдни». Первый эпизод «Нмдни» рассказывает о главных событиях и явлениях 2011 года — от аварии на Фукусиме и протестах на Болотной до премьеры «‎Игры престолов» и «‎собянинской плитки». ‎

«‎Во благо»‎. Интеллектуальный благотворительный клуб

Чтобы поддержать врачей-онкологов, «ковидные» больницы и художников, которые в пандемию остались без денег, фонд «‎Во благо» перевел в онлайн взаимодействие с 150 резидентами клуба, объединил более 10 арт-институций и провел онлайн-аукционы современного искусства.‎ За четыре месяца фонду удалось увеличить денежный оборот в 5,5 раз, помочь российским больницам в 13 городах России и предоставить образовательные гранты 38 молодым врачам-онкологам.

«‎Не виновата». Благотворительные музыкальные концерты‎

В этом году в России прошел второй музыкальный фестиваль «‎Не виновата» в поддержку жертв домашнего насилия. На этот раз проект объединил 39 городов и шесть стран. На фестивале выступили около 100 музыкальных групп и артистов, а общая сумма благотворительных сборов составила 1 089 854 рублей. Вся прибыль с продажи билетов на концерты отправляется в региональные НКО, оказывающие профессиональную бесплатную помощь людям, пережившим домашнее насилие.

Виктория Нарахса, «‎Мамины туфли», Галерея «АРТ4»‎. Дрэг и травести как новый черный

«Мамины туфли» — перформанс-исследование по мотивам реальных историй дрэг-артистов в России. В отличие от США и Европы, где дрэг — главный хит последних лет, в России это культурное явление загнано в тематические ночные клубы и считается чем-то маргинальным. Перформанс режиссерки Виктории Нарахсы пытается эту ситуацию исправить и выводит дрэг из серой зоны. Проект, представленный в пространстве «АРТ4», — лишь на первый взгляд шоу про глиттер, перья и каблуки. На деле же это глубокое и невероятно важное для России исследование самого явления дрэга — и как искусства, и как образа жизни.

О премии:

В этом году у премии «Сделано в России» 10 номинаций, три из которых — новые: «Сериалы», «IT» и «Z». Победители будут объявлены 25 ноября.