Действие криогенных двигателей основано на нагревании криотоплива — например, жидкого азота — в условиях окружающей среды. С нагреванием топливо превращается в пар высокого давления и совершает полезную работу в расширительной машине роторно-поршневого типа. Одним из важнейших и наиболее сложных элементов криодвигателя считается система хранения топлива. Самарские специалисты как раз проводят испытания такой системы.

По словам директора Института двигателей и энергетических установок Самарского университета Дмитрия Угланова, разработанная российскими исследователями система позволяет хранить криогенные вещества как в жидком состоянии, так и в газообразном, а также управлять временем регазификации для получения необходимых параметров состояния криотоплива.

Что еще известно:

По размерам и весу разрабатываемый в Самаре криодвигатель сопоставим с поршневыми двигателями внутреннего сгорания такой же мощности. Расход криотоплива в нем, по словам исследователей, будет составлять от пяти до 15 килограммов на кловатт-час. Уже создан макетный образец мощностью 1,2 киловатта, его стоимость оценивается примерно в 18,5 тысячи рублей.

Продуктом работы двигателя на жидком азоте фактически будет обычный воздух, поэтому его можно будет использовать для работы транспорта, предназначенного для природных заповедников и других охраняемых природных территорий. Кроме того, такими криодвигателями можно будет оснащать беспилотники специального назначения — их нельзя будет отследить с помощью инфракрасных средств, поскольку криодвигатель не оставляет теплового следа, в отличие от двигателей внутреннего сгорания или электродвигателей.

Самарские специалисты считают, что разрабатываемый ими двигатель может выйти на рынок через три-четыре года.

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь