Власти России сами не понимают масштабов пандемии COVID-19 в стране — главное из нового исследования «Медузы», «Медиазоны» и «Холода»
«Медиазона», «Холод» и «Медуза»* выпустили второе исследование, посвященное регистру Минздрава о больных COVID-19 в России. В новой публикации журналисты ответили на вопросы и претензии чиновников, аналитиков и читателей, а также попытались выяснить, сколько действительно людей перенесли коронавирус в стране. «Сноб» пересказывает главное из исследования
О первом исследовании и вопросах к нему:
Первое совместное исследование трех изданий вышло 20 июля. После изучения номеров QR-кодов, которые выдавали переболевшим COVID-19, журналисты пришли к выводу, что в них фигурировали данные из закрытого регистра Минздрава, созданного для отслеживания заразившихся. В списке оказалось как минимум 29 миллионов записей, что в пять раз больше официальной статистики по заболевшим, которую ежедневно публикует оперативный штаб.
В Минздраве назвали приведенные в исследовании данные «не более чем фантазиями» и заявили, что в регистр включают записи не только о заболевших COVID-19, но и о больных пневмонией и вакцинированных от коронавируса, а также другие неназванные «категории» россиян. 21 июля, рассказали в министерстве, в регистре было 39 миллионов записей. Там также сообщили, что уникальный номер регистровой записи формируется нелинейно с учетом нескольких факторов. О каких факторах идет речь, в ведомстве не уточнили.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков признался, что прочел исследование на «Медузе», но «ничего не понял из того, что там написано». По его словам, работа трех изданий — это «компиляция просто непонятно чего».
Аналитик данных Александр Драган выразил сомнение в том, что в регистре Минздрава применяют сплошную последовательную нумерацию и что там нет зарезервированных пулов пустых номеров. Он же счел маловероятной версию о том, что номера выбывших из регистра пациентов, у которых СOVID-19 не подтвердился, присваивают другим пациентам.
Что выяснили журналисты после первого исследования:
- В своем комментарии Минздрав говорит об общем ресурсе о коронавирусе, а не о федеральном регистре больных COVID-19, о котором и было первое исследование. В общем ресурсе действительно много разных данных. При этом Минздрав заявил о 39 миллионах записях в ресурсе, не уточнив, к каким именно регистрам это относится. Как замечает Драган, даже официальные данные о привитых и заболевших в стране в сумме дают более 43 миллионов записей.
- Алгоритм присвоения уникального номера в регистре заболевших все-таки последовательный: при случайном формировании было бы видно и очень маленькие, и очень большие номера. Например, были бы номера сертификатов меньше 10 миллионов, но их нет, поскольку сертификаты о болезни выдаются только тем, кто перенес COVID-19 за последние полгода. Судя по собранным журналистами номерам сертификатов, они равномерно увеличиваются по порядку, а редкие отклонения можно объяснить запоздалым внесением в регистр. При этом номера идут без серьезных пропусков и по нарастающей.
- Номера из базы не удаляются и не присваиваются другим людям. В предыдущем исследовании источник «Медузы» утверждал, что из регистра удаляют пациентов, чей диагноз COVID-19 не подтвердился, а их номера присваивают другим заболевшим. Во втором материале журналисты пришли к выводу, что верна только первая часть утверждения, вторую им не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. Число 29 миллионов — не точное число заболевших, это те россияне, кто действительно перенес COVID-19 или те, кого включили в регистр из-за подозрения на него.
- В регистре — шесть миллионов подтвержденных случаев COVID-19, это число сходится с официальной статистикой оперштаба. Остальные 24 миллиона записей — «неподтвержденные диагнозы». Их, например, могли отнести к заболеваниям ОРВИ «нековидного происхождения».
Сколько людей в России на самом деле переболели COVID-19:
Чтобы составить объективную картину о реальном числе заболевших COVID-19, издания проанализировали данные трех независимых источников — сероопроса, проведенного в Европейском университете в Санкт-Петербурге, современные оценки летальности коронавируса и значения избыточной смертности в России, а также официальные данные о числе госпитализированных. Все эти данные говорят о том, что в статистику оперштаба и Минздрава попадает лишь незначительная часть инфицированных, а в реальности их как минимум в пять раз больше.
Сероопрос, на который ссылаются журналисты, проводили в Петербурге с весны 2020 года. Это исследование распространенности антител к коронавирусу, по методике аналогичное обычным социологическим опросам. Согласно его результатам, только к началу апреля 2021-го в Петербурге COVID-19 перенесли 45 процентов горожан, то есть не менее 2,4 миллиона человек. В официальной статистике к тому времени было чуть больше 395 тысяч заболевших.
Если судить по избыточной смертности с апреля 2020-го по май 2021-го в 515 тысяч смертей, то общее число инфицированных в России должно составить более 62 миллионов человек, не менее 40 миллионов из которых болели с симптомами. Это число получается при делении избыточной смертности на IFR — рассчитанную учеными летальность от COVID-19, то есть долю умерших от всех инфицированных. Результаты этого метода подсчета с высокой точностью совпадают с данным сероопроса в Петербурге — единственном в России городе, где такое исследование проводилось.
За все время пандемии в России госпитализировали 3,62 миллиона человек — почти две трети от всех заболевших, попавших в официальную статистку. Такой доли нет ни в одной стране мира, что говорит об огромном недоучете случаев COVID-19. Для сравнения: в США на 35,35 миллиона официально подтвержденных случаев заражения приходится 2,37 миллиона госпитализаций (6,7 процента), во Франции это соотношение равно 7,6 процента, а в Германии — 5,3 процента. В России при таком соотношении госпитализаций и зарегистрированных больных должно было быть от 32,3 до 54 миллиона заразившихся.
Какие выводы сделали «Медиазона», «Холод» и «Медуза»:
До сих пор эксперты и журналисты считали, что публичная статистика по коронавирусу в России неточна, что власти должны знать реальные данные, чтобы принимать решения о введении и отмене ограничений, пишут авторы исследования. В итоговом отчете за 2020 год Минздрав указывал (.pdf), что именно регистр заболевших «служил основанием для принятия управленческих решений», поскольку в него «оперативно вносилась информация о случаях заболеваний, лечении и исходах пациентов.
Исследование «Медиазоны», «Холода» и «Медузы» показывает, что высшим федеральным чиновникам сообщается «та же явно заниженная статистика», если верны выводы журналистов о том, что регистр признает переболевшими только около шести миллионов человек. «Это значит, что и федеральные, и региональные власти в России принимают решения, не имея достоверных сведений о большей части случаев заболевания COVID-19», — заключают авторы исследования.
*СМИ признано Минюстом иностранным агентом
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь