
Почему стоит начать ходить в корпоративные музеи?

Внутренний туризм в России растет уже не первый год. Развивается инфраструктура, появляются новые отели, возникают новые направления и растет интерес к неклассическим формам проведения досуга. В их числе — промышленный туризм, который все больше набирает популярность в нашей стране. По прогнозам Strategy Partners, в 2025 году число промтуристов в России превысит 2,2 млн человек.
Активно стимулирует этот процесс государство, реализуя через АСИ программу «Открытая промышленность». По данным инициатора портала PROMTOURISM.RU Сергея Рыжова, уже более 1,5 тысяч предприятий участвуют в проекте, и ежегодно к нему присоединяются до 10 новых предприятий в каждом регионе.
Развитие корпоративных музеев и промышленных экскурсий на действующие производства идет рука об руку. Поэтому предприятий, которые создают собственные корпоративные музеи или визит-центры, тоже становится больше. Такие площадки — это драйверы устойчивого туристического потока в тот или иной регион.
Идея посетить настоящий цех очень привлекательна для туриста, но от организаторов таких экскурсий требуется не просто показать самое зрелищное, но объяснить этапы производства, рассказать на примере экспонатов историю предприятия и донести до посетителей ценности и философию бренда. Особенно если у предприятия есть ценные коллекции экспонатов и собственный музей для их хранения.
Зачем это предприятиям?
Собственный музей или визит-центр помогает предприятию стать более открытым и понятным не только для посетителей, но и для сотрудников и партнеров. Это, по сути, отличный инструмент решения задач для направлений PR, HR и маркетинга. Грамотно построенная экспозиция позволяет предприятию, без преувеличения, вписать себя в историю отрасли, региона, страны и мира.
А что получает посетитель?
Качественный просветительский контент, визит в святая святых производства, новый эмоциональный опыт, лучшее понимание того, как устроена отрасль и даже город, в котором находится музей и предприятие.
У кого в России уже получилось?
Одним из удачных примеров построения собственной экспозиции можно назвать Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге от ОАО «РЖД».


Экспозиция вмещает в себя более сотни единиц железнодорожной техники, а посетитель узнает из нее историю всей отрасли — со времен Царской России и до сегодняшних дней. Здесь уместно использованы современные технологии: AR для рассказа истории экспонатов и виртуальный тренажер машиниста, позволяющий понять, как управлять поездом. Существующее музейное пространство удачно дополняет кафе, выполненное в стилистике вагона-ресторана знаменитого Восточного экспресса.
Другой подобный пример — интерактивный музейно-выставочный центр «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, городе-спутнике Екатеринбурга.


Один из ключевых нарративов экспозиции, «Радость встреч», посвящен тому, как «Ласточки», производимые именно здесь, делают людей в разных городах ближе друг к другу. Экспозиция выстроена таким образом, что одновременно решает как просветительские задачи, рассказывая об истории железных дорог на Урале и погружая в процесс производства поезда, так и бизнес-задачи завода, демонстрируя новейшие разработки предприятия и его историю. Посетители могут изучать 3D-модели поездов, на интерактивной карте назначать маршруты их следования, взаимодействовать с интерактивным макетом, повторяющим структуру производственных цехов. Также в одной из мультимедийных инсталляций можно познакомиться с сотрудниками завода через персональные видео-страницы — таким образом формируется более «личная», персонализированная линия повествования внутри экспозиции.
Главным московским местом, где крупные компании создают впечатляющие выставки, по праву считается ВДНХ.
Один из ярких примеров — павильон «Нефть» от Лукойла. Это большой интерактивный центр, рассказывающий об истории и технологиях добычи нефти. Здесь постарались показать не просто факты, а саму связь человека с «черным золотом» и то, насколько высокотехнологичной стала современная нефтедобыча. Посетители не просто смотрят, а активно участвуют в процессе. Например, «мультимедийный лифт» отправляет в виртуальное путешествие по всему циклу — от поиска месторождений до получения готовых нефтепродуктов. А на тренажере-симуляторе «Опыт будущего» можно «примерить» на себя роль специалиста нефтяной отрасли и поработать с разными технологиями.

