В последнее время в медийном и правовом поле развернулась «охота» на инфоцыган. В неравной борьбе уже пали знаменитая исполнительница желаний Елена Блиновская. Аяз Шабутдинов, образовательные курсы которого, по заверениям рекламы, являлись конвейером по штамповке миллионеров, находится в СИЗО. Ему инкриминируется статья – мошенничество.
Я не села бы за эту статью, если бы не стала наблюдать, как в соц. сетях стали заполняться освободившиеся ниши.
Вот уже коллеги с сотнями тысяч подписчиков создают виртуальную реальность, объявляя себя главными исполнительницами желаний. Возрастная женщина худеет на глазах у изумлённой публики, заводит роман с красивым молодым человеком, но по странному стечению обстоятельств, как только выходит новая книга, мгновенно становящаяся на таком - то «подогреве» аудитории бестселлером, влюбленная пара расстаётся. Коллега стремительно набирает вес.
По-голливудски красивая психологиня с состоятельным мужем (красота в возрасте – это большие деньги, открою маленькую тайну) обещает подписчицам прокачать женственность на марафоне. По мановению волшебной палочки участницы марафонов, онлайн курсов будут разъезжать по миру в машинах представительского класса в брендовой одежде. Свято место пусто не бывает. И вот уже условная Света Иванова из Торжка несёт последние деньги в надежде прокачать женственность у красавицы психолога. В итоге становится похожей на даму полусвета.
Спрос всегда рождает предложение. Дело графа Калиостро живёт и побеждает. Алчность, похоть, облагороженные по стандартам 21 века, и сейчас определяют основные тренды практической психологии. Психотерапия, пусть даже краткосрочная, это «долго, дорого, без гарантий».
В этой связи вспоминается знаменитое «пипл хавает» из 90-ых, приписываемое рэп-исполнителю Богдану Титомиру, пояснившему таким образом Владимиру Познеру, низкий интеллектуальный уровень своих композиций.
Инстаграм* – пространство, где визуально манипулируют подсознанием, а, следовательно, и сознанием. Когда я взялась вести эту площадку у меня было стойкое сопротивление. Мне пришлось самой писать заметки, потому что написанные копирайтером никуда не годились. Можно было, конечно, нанять высококлассного специалиста, но это получалось очень дорого.
Из-за неграмотно настроенной рекламы таргетологом, проживающим на Гоа, посыпались подписчики и вопросы медицинского профиля. Я сменила команду, дела пошли на лад. После резонансного марафона, который лёг в основу моей книги «Как перестать быть жертвой», проведенного совместно со сценаристом первого сезона культового сериала «Метод» Миланой Касакиной, стали приходить клиенты.
Запросы были похожими, как перестать играть роль жертвы в отношениях. Но вместо того, чтобы рассказывать всё так, как выглядит на самом деле, они описывали свои проекции на проблемы, исходя из почерпнутых в инстаграме* знаний, жонглируя словами абьюзер, нарцисс, треугольник Карпмана.
Сложность работы заключалась так же в том, что наводящие вопросы, интервенцию во внутреннюю жизнь, воспринимались как нападение и нарушение границ. Мои интерпретации отметались. Мне показывали мои же распечатанные статьи с пометками, которые аргументировали точку зрения клиента, опосредованную знаниями, почерпнутыми из Тик-Ток и инстаграма*.
Очень сложно пробиться к подлинным, а не надуманным на основе психологического фастфуда знаниям. Уходит время на отделение зёрен от плевел, а у клиента деньги. Так через три сессии клиентка с ярко выраженной диссоциацией, проецирующая личную агрессию на окружающих и соответственно воспринимающая её в ответ, заявила, что не понимает, за что платит деньги. Потом милостиво добавила, что покупка товара всегда конкретна, а услуги – нет. За 20 лет работы я впервые получила такую оценку.
Молодая, красивая женщина. Запрос на увеличение доходов.
Предлагаю работать с конкуренцией и завистью, которые она испытывала в детстве к матери. Резонный аргумент, что у неё нет денег на длительную терапию, что она снимает комнату в цокольном этаже не соответствовал действительности. За панорамными окнами плескалось море. Содержание сессий выкладывалось в сториз, хотя одно из главных правил терапии – закрытость содержания сессий.
Героиня популярного сериала говорит сквозь слезы: « Я – прокаченная. Я – осознанная. Я отпустила прошлое. Я замотивирована!». На что получает саркастичный вопрос своего любимого: «Ты что к психологу ходила?».
Многие пользователи соц. сетей выкладывают содержание встреч с психологом вот в таком ключе. Не хочу никого обесценивать, есть разный уровень социальных страт в потреблении психологических услуг. «Whom and how», - как говорят англичане. Есть разные кейсы и пакеты услуг в зависимости от социальной группы потребителя, но как нет одинаковых песчинок, так и нет одинаковых людей.
Но есть другая сторона медали – интоксикация психологией. Согласно Селигману, современная психология по сути дела «стала виктимологией». Человек рассматривается в ней как пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т. н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств. Психологи концентрируются на слабостях, проблемах, детских травмах.
Лично я всегда старалась проверять реальной жизнью верность психологических наработок, как у себя, так и своих клиентов. Деньги, отношения, движение вверх по карьерной лестнице – объективные критерии личностных трансформаций.
Многолетние профессиональные и личная рефлексия позволили увидеть закономерности и циклы развития души, где гармонично соединены тело, душа, дух. Есть время для изучения внутреннего пространства, блоков, комплексов, бессознательных конфликтов, а есть время активного движения по жизни. Кризисы в таком движении неизбежны.
И если полный цикл жизни бабочки называется метаморфозом, то жизненный цикл развития человека можно назвать социометаморфозом.
Социометаморфоз - развитие человека в социуме, разделённое на временные периоды кризисами, для разрешения которых нужно пройти психологическую трансформацию и решить поставленные задачи, перейти на новый уровень личностного и социального развития.
Жизнь как Путь, как квест, в котором необходимо измениться, чтобы победить. Проигравший стагнирует на прежнем уровне либо опускается ниже.
В жизни человека можно различить циклы личинки, гусеницы, куколки и бабочки. Человек проходит через ряд микрокризисов, как гусеница через несколько линек, и один большой мета кризис, знаменующий полное преобразование, предпосылки которого уже были с самого рождения.
И это развитие вверх по вертикали является квантовым скачком. Квантовый скачок характеризуется новым уровнем энергии, мироощущения, усовершенствованной Я-концепцией и новыми возможностями самореализации в социуме.
Вспоминаются последние кадры фильма Карена Шахназарова «Курьер». Главный герой дарит другу подарок отца – пальто со словами: «Держи! Мечтай о чём-нибудь высоком».
*Соцсеть принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией