Все устраиваются, когда же начнут жить? (Толстой)

Конечно же, я не хотела никуда ехать. Тем более на очную лекцию. Сейчас любого эксперта можно слушать, сидя в ванной, прогуливаясь в парке, лежа в родной кровати с закрытыми глазами... Но Большакова так строго сказала: приезжай! что я нагладилась-накрасилась, поехала в «Прямую».

Выступал Александр Асмолов, психолог, педагог, публицист, et cetera, et cetera…

После поймала себя на возвышенном испуге: я же могла его не увидеть!

Асмолов «подарил моему сознанию» несколько опорных мыслей, которые легли в основу нового фундамента моей психики, строящегося в подвижной, топкой среде текущей реальности. Подарил смыслы.

Тот, кто знает, ЗАЧЕМ жить, тот сможет выстоять любое КАК. 

Массы выживают, личности живут.

«Значимый другой» может творить чудеса. Он может изменить вашу психологию и ваши мотивы. Может помочь превратиться в хорошем смысле в барона Мюнхгаузена, который вытащил себя из кризисной ситуации за волосы еще и вместе с конем.

Какие бывают академики

Когда умный человек транслирует свои мысли (и мысли великих ученых) здесь, сейчас и в непосредственной близости - это совсем не то, что по ютюбу. Тут каждое слово попадает не только в мозг. Вернее, тут улавливаешь не только формулу, но и энергию, которой наделяет ее лектор. А наш лектор наделял каждый пункт выступления живительной энергией доброжелательности и желания помочь.

В ситуации кризиса – главное, чтобы у вас был мотив и смысл, ради которого вы живете. Это сильнее страха.

Личность начинается с поступка. Поступок – это нормальное поведение человека в ситуации кризиса.

Есть страх, который пригвоздит и распнет, а есть страх, который ставит задачу на смысл.

То, КАК выступающий себя ведет, что транслирует, так же важно, как то, ЧТО он говорит. Асмолов транслировал искренний интерес к людям в зале («пожалуйста, мне очень важно вас услышать. Расскажите о ваших мотивах прихода сюда. Неверных ответов быть не может, как в методе мозгового штурма») и решимость принести практическую пользу. Все, что он говорил, сопровождалось посылом: мне помогает, возможно, и вам пригодится.

Эту встречу и лекцией сложно назвать. Можно написать «интерактивная», но слово электронное, колючее. И даже «общение» - не то. Александр Григорьевич разговаривал с нами. Насыщая речь максимальным количеством спасительных, вдохновляющих соображений.

Наука умирает, когда в ней появляется монополия на истину.

Каждый человек рожден для поисков смыслов.

Культура и искусство (а именно – театр) это - лучшая психология.

Это же надо так уметь - разговаривать с каждым в зале! Развивать тему лекции, подробно, глубоко и лично отвечая на вопросы слушателей. Нанизывая посылы, цитаты, смыслы на суть каждого вопроса, возвращаясь к нему, обращаясь прямо к человеку, уточняя его имя, профессию, «что он имел ввиду». Практически воплощая тезис:

«Понимание мысли собеседника без понимания его мотива, того, ради чего высказывается мысль, есть неполное понимание».

Психология начинается с понимания мотивов людей, с которыми ты живешь, с которыми ты встречаешься в настоящем и прошлом.

Психология личности начинается с мотивационного анализа.

Помимо знакомства с исключительным интеллектуальным и человеческим содержанием, зрители получили возможность познакомиться с проявлением уходящей культуры общения, построенной на уверенности собеседника, что ты такой же умный, как он. Когда в устах академика обращение «коллега» звучит естественно, а «простите» не выглядит ни сарказмом, ни кокетством.

«Простите, иногда коверкаю слова».

«Простите, волнуюсь», «извините, перебил».

«Сегодня нам надо понять… И когда я говорю «нам», то не отделяю себя от аудитории».

Даже в результате единичного столкновения с таким человеком и таким способом общаться начинаешь лучше к себе относиться, в результате длительного общения - становишься лучше.

Но становится не об кого. Чем дальше, тем больше.

ПРО ВРЕМЯ

Очень важно знать ценностные координаты - имя времени, чтобы знать, как в нем плыть. Как название реки. Как называют наш век? Какие варианты?

век коммуникаций

век переговоров

антропоценом

век скоростей!

И вот мысль, о которой я бы послушала отдельную лекцию или лучше прочитала бы книгу:

"Основа конфликта между людьми чаще всего в том, что они живут в разных скоростях и разных психологических временах".

Еще о временах и скоростях

— Когда вы живете в завтра, вы разбиваетесь о сегодня.

— Вы молоды, если у вас перспективная мотивация. Если вы опрокинуты в прошлое - вы стары. В любом возрасте.

Насколько муж - это случайность?

Сильнейшее впечатление на меня произвел рассказ о роли значимого другого, а именно - мужа в жизни женщин с онкологией.

«К психологам обратился хирург Центра на Каширке. Я счастлив, что есть люди, которые не знают, что это за центр, я к ним не принадлежу. Это один из крупнейших центров по онкологии в нашей стране.

Блистательный хирург обратился на факультет психологии МГУ. Он сказал, что делает одну за другой успешные операции, метостазов нет, но женщины все равно в глубокой депрессии, а в палатах множество попыток суицида. Мы провели исследование «Роль значимого другого у женщин с онкологическими заболеваниями и ампутацией грудной железы». И начали работу с людьми, которые называются мужьями».

Асмолов переиначил известное определение, которое дала антрополог Маргарет Мид, исследуя туземцев на Самоа:

«Муж – это биологическая необходимость и социальная случайность.

А вот насколько муж - это случайность? Настолько, насколько он поймет смыслы и мотивы человека, с которым его связала жизнь».

Решающим оказался вопрос, есть ли рядом с женщиной, пережившей рак, тот человек, который скажет: «Ты мне важна. Я всегда буду с тобой, что бы ни происходило».

Главное направление работы сегодня - это не психология помощи, а психология ЗАБОТЫ, психология поддержки.

Когда врач видит пациента, но не видит человека

Большим открытием стал факт, что существует и изучается такое явление как «Ятрогения» – заболевание (или ухудшение состояния), возникшее из-за неосторожного слова врача, слова, которое калечит. 

Врач может сказать: вам надо беречь сердце.

А может сказать: ваше сердце, как мыльный пузырь, стоит сделать резкое движение, и всё!

Что происходит в этом втором случае все мы, боюсь, прекрасно представляем.

Или

В больнице могут сказать:

«Вашему отцу хуже, он в реанимации» (ужас, боль, непредсказуемость).

А могут: «Вашему отцу хуже, он в отделении интенсивной терапии» (значит ему оказывают максимальную помощь).

Что делать с такими врачами и таким подходом, как реагировать такое обрушивают лично на тебя, правда, пока непонятно.

Еще немного цитат.

Чем психологи отличаются от политиков? Психологи ставят эксперименты над людьми только с их согласия.

Для нынешнего ребенка смартфон - это часть его тела. Если отнимают, у ребенка возникают фантомные боли.

У нас в школе много гиперактивных детей потому, что у нас в школе много гиперпассивных учителей.

По итогам лекции можно было (и хотелось) составить длиннющую библиографию. И мне заранее грустно и жаль, что я не прочту и доли тех научных трудов и книг, что цитировал Александр Асмолов, причем с упоминанием года и места издания каждой.

Как ему интересно, наверное, просто сидеть и думать с таким-то умом, знаниями, исследовательским опытом, чувствительностью к жизни да еще и с такой библиотекой прямо в голове! Но как интересно будет мне думать те мысли, что он подкинул...

Жить, а не выживать. Фиксация на задаче выживания есть сужение реальности.

Уже давно было ощущение, что я двигаюсь по жизни на моноцикле, хотя и на двухколесном ездить не умею. После встречи с Асмоловым возникло другое: что к тому единственному колесу сзади приделали еще два и можно ехать дальше на устойчивом трехколесном велосипеде.

Спасибо.