Final Draft’s Big Break — что буквально значит «Большой прорыв окончательного варианта вашего сценария». И действительно, победа окончательного варианта вашего сценария на этом конкурсе — это очень большой прорыв. В жюри участвуют и имеют большой вес литературные агенты из Bellvue Production — это серьёзные голливудские ребята, которые пользуются уважением в индустрии и не станут рисковать своей профессиональной репутацией. Коротко говоря — не бойтесь, здесь вас точно не обманут. Для участия в конкурсе приглашаются кино- и телесценарии во всех жанрах. Вступительный взнос очень скромный — максимум 65 долларов. Количество страниц не имеет значения. Выигрыш — не мелочь какая-то, а целых 80 тысяч долларов, которыми оплачивается ваш приезд в Голливуд на встречу с самыми что ни на есть настоящими активно работающими продюсерами. Кто-нибудь из них обязательно подпишет с вами контракт — иначе, зачем бы они стали тратить на вас своё время? Вот на этой стадии держите ухо востро. Посмотрите начало публикации — там я подробно объясняю, на что нужно будет обратить внимание при обсуждении и подписании контракта.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Адаптация" о сценаристе в творческом кризисе / Фото: Intermedia

Коллеги также хорошо отзываются о фестивале кино и конкурсе сценариев на маленьком и очень богатом океанском острове Нантукет в штате Массачусетс. Там, на белых песчаных дюнах имеет свои дачи вся крутая Нью-Йоркская кинотусовка. Но мне этот конкурс кажется немного странноватым. К участию в нём приглашаются как полный (85-120 страниц) так и короткий метр, а также сценарий пилота сериала 30-минутного (20-40 страниц), и пилота сериала 60-минутного (40-70 страниц). Денежный приз победителю в любом жанре — 2000 долларов. Сумма, кстати, для учредителей конкурса совершенно несерьёзная — вроде как насмешка. Но зато победитель в жанре полного метра приглашается пожить на острове целый месяц в полностью оплаченном ретрите — сиречь «Доме творчества» — под названием «Колония» (The Colony), вызывающим не самые приятные ассоциации у русскоязычного человека. Сидя в этой «Колонии» победитель  доводит до ума свой сценарий под надзором персонального ментора. Про менторов я тоже писала на прошлой неделе, так что кто читал — тот в теме. Несмотря на положительные отзывы коллег, лично я бы не хотела оказаться на крошечном острове, где обитают только очень богатые, запертой в каком-то  доме наедине с каким-то ментором. А вы уж смотрите сами: предупреждён — значит вооружён.

Кстати, о количестве страниц. Если в условиях конкурса указывается количество страниц, которые можно и нужно предоставить — отнеситесь к этому серьёзно. И ориентируйтесь на самое маленькое число. Чем меньше страниц в сценарии — тем проще будет жюри его читать. Это раз. А два — если вы превысите допустимое число страниц, большинство оргкомитетов потребует с вас дополнительной оплаты за чтение, и эта сумма может достигать 1 доллар за каждую лишнюю страницу. Некоторые коллеги считают, что когда конкурс требует от участников доплаты за каждую дополнительную страницу присланного сценария, это свидетельствует о «неблагонадёжности» всего мероприятия. Грубо говоря — бизнес на дураках. У меня же, поскольку мне уже не раз приходилось самой участвовать в жюри сценарных конкурсов, мнение прямо противоположное. Просто нужно представить себе, сколько страниц должны прочитать судьи полного метра при количестве присланных сценариев, ну скажем, три тысячи: 120 страниц умножаем на 3000. А судей всего пять-шесть человек. Трудоемкий процесс, не правда ли? И хотя плохой сценарий, как правило, видно по первым же сценам, и читать его целиком, чтоб понять, с кем имеешь дело, не так уж и необходимо, судьи всё-таки обязаны прочитать всё, чтобы быть в состоянии прислать автору свой честный отзыв. Ведь для большинства участников, как ни крути, именно честный отзыв профессионала останется единственным призом, вынесенным из конкурса. Так что, чтение и написание отзыва — это важная работа, и за неё нужно платить.Фото: 

Фото: Pereanu Sebastian / Unsplash
Фото: Pereanu Sebastian / Unsplash

Наверняка все слышали о конкурсе сценариев в рамках кинофестиваля Сламдэнс. Событие это разворачивается в заснеженных горах штата Юта, сразу после того как отгуляет кинофестиваль Сандэнс. Оба фестиваля связаны между собой любопытнейшим образом — поэтому, чтобы понять первый, давайте сначала поговорим о втором.

Итак, кинофестиваль Сандэнс принадлежит Институту «Сандэнс» и проходит в лыжно-курортном городке Парк-Сити в штате Юта в конце января каждого года. Фестиваль представляет собой конкурс-смотр готовых фильмов и международный кинорынок, где фильмы продают и покупают для показа. Основатель и директор института Сандэнс — актёр Роберт Рэдфорд. А одноимённым фестивалем руководила его ловкая жена (теперь уже бывшая) Лола Джин Ван Вагенен и её кузен Стерлинг Ван Вагенен.

За годы существования фестиваля последний не раз попадался на обмане участников. Деньги за участие брали, а фильм не глядя выбрасывали. Получалось, что за счёт тысяч одураченных режиссёров со всего мира осуществлялся маркетинг фильмам, которые были заранее отобраны, и, которые, естественно, были произведены друзьями или знакомыми владельцев конкурса. И каждый раз Рэдфорд публично клялся, что такого больше не повторится, и что всех менял из храма искусства он уже прогнал. Но каждый раз оказывалось, что прогнал он кого-то не того — какую- нибудь невинную практикантку, например, и на следующий год возникал очередной скандал.

Однажды группе кинутых кинематографистов, заплативших взносы, удалось доказать, что конверты с тысячами фильмов, допущенных для участия в фестивале, оказались в мусорной корзине нераспечатанными (дело было в доютубовские времена и фильмы путешествовали по почте на видеодисках). Они не на шутку рассердились и учредили там же в Парк-Сити свой альтернативный кинофестиваль. Название дали соответствующее — «слэм»,  на жаргоне означает «удар», «пощёчина», «хлопнуть за собой дверью». В программу этого фестиваля входит и конкурс сценариев. К рассмотрению принимаются все жанры —  полный метр, короткий метр и пилоты сериалов. Приз — всё то же менторство и несколько тысяч долларов. Причём, сумма варьируется из года в год. Ну понятно, ведь принцип работы как в лотерее: размер приза победителя зависит от того, сколько людей купило лотерейный билетик, минус расходы на организацию. Каждый конкурсант независимо от конечного результата конкурса получит письменный отзыв на свой сценарий от кого-нибудь из членов жюри. А победителя приглашают в Голливуд и ведут на консультации в гильдию (это то же, что профсоюз) сценаристов. Отрабатывают свои зарплаты организаторы конкурса, похоже, честно. Но пока, несмотря на приличный стаж существования конкурса (около 30 лет), Слэмдэнс, увы, не достиг большого влияния в индустрии. Кроме того, знакомство с коллегами в гильдии сценаристов вряд ли может чем-то помочь сценаристу-иностранцу. Ведь калифорнийская медицинская страховка и пенсия — а это самые ценные и желаемые блага, которые гильдия предоставляет своим членам — иностранцам ни к чему. Совсем другое дело было бы прикрепление к мощному голливудскому агентству, как делает, например, конкурс Нӣкол, о котором я рассказывала в предыдущей публикации. Так что, если вы не проживаете в Америке и не планируете — не тратьте зря время и силы. Хотя Парк-сити местечко безусловно приятное.

Роберт Редфорд на фестивале Сандэнс / Фото: Michael Loccisano / Getty Images
Роберт Редфорд на фестивале Сандэнс / Фото: Michael Loccisano / Getty Images

Завершая тему Сандэнса добавлю, что в 2019 Стерлинг Ван Вагенен — полновластный хозяин фестиваля и, вероятно, главный идеолог мошеннической схемы — был осуждён за педофилию. Казалось бы, пора бы оставшимся руководителям утихомириться и начать работать честно. Но нет. В самом разгаре пандемии ковида Сандэнс запустил сразу на нескольких медиаплатформах жалобную мольбу о пожертвованиях — «подаете, кто сколько может». Мольбы эти были встречены кинообщественностью с возмущением. Люди писали в комментах, что за все эти годы тысячи кинематографистов со всего  мира уже пожертвовали Сандэнсу сотни долларов в качестве взносов за участие своих фильмов, которые организаторы не удосужились посмотреть. Но похоже призывы к совести так и не достигли ушей последних.

И ещё кое-что о мошенничестве. Многие русскоязычные сценаристы опасаются кражи своих сценариев, и, движимые страхом, предпочитают зарегистрировать авторские права. Это совсем необязательно делать в Библиотеке Конгресса, что находится в городе Вашингтоне. Можно сэкономить время и силы и сделать это у себя на родине у любого нотариуса. А апостилировать уже позже — когда дело дойдёт до обращения в суд, что очень и очень маловероятно. Это во-первых. Во-вторых, не нужно опасаться воров — нужно быть им благодарным. Объясняю почему. Если ваш сценарий окажется настолько хорош, что его идею, какую-то отдельную сцену или даже весь текст целиком, украдут те, кто имеют отношение к конкурсу — считайте, что вам крупно повезло. Потому что значительно больше денег вы сможете отсудить у продакшена, который произвёл проект по украденному у вас сценарию, чем самому заработать на его продаже. Конечно, размер компенсации будет зависеть от статуса продакшена в киноиндустрии, от того, насколько удачно смогут продать ленту и от её успеха в прокате. Чем больше студия — тем больше будет ваш выигрыш. А он, уверяю вас, обязательно будет. Поэтому ничего не бойтесь и смело рассылайте свои сценарии по любым конкурсам. Ведь сценаристы в иерархии кинопроизводства — это, к огромному сожалению, лишь люмпен, рабочая лошадка, пролетариат. А пролетариату, как говорил обитатель мавзолея на Красной площади, нечего терять, кроме своих цепей.

Продолжение через неделю.