Мир быстро меняется. Даже последнее десятилетие сильно изменило алгоритмы получения нами ежедневного опыта:
- ➖ немыслимый ранее объем доступной сейчас информации;
- ➖ частота появления новых технологий;
- ➖ гибкие возможности для развития и освоения новых профессий.
Говоря об обучении, мы наблюдаем большие изменения и в этой сфере. Если раньше достаточно было получить профессию и оставаться в ней на протяжении всей жизни — и так продолжалось поколениями, то теперь на первый план выходит такой навык, как непрерывное образование, или lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни).
Эта концепция становится все более популярной в современном мире по двум причинам:
- ➖ во‐первых, из‐за постоянного технологического прогресса;
- ➖ во‐вторых, из‐за необходимости развития и поддержания когнитивных возможностей человека, его мыслительных способностей.
Устоялось деление на хард/софт применительно к типам навыков.
Жесткие навыки (hard skills) — это профессиональные компетенции, которые мы приобретаем за годы получения профильного образования: педагогические, инженерные, управленческие, медицинские, экономические, научные и так далее. В дипломе фиксируется именно этот вид навыков. А также это такие навыки, как знание языков, управление автомобилем, умение использовать компьютерные программы и так далее. Их легко можно измерить.
Гибкие навыки (soft skills) измерить сложно. Это способность общаться персонально и в команде, открытость новому и креативность, лидерство, усидчивость — этого не напишешь в дипломе, нет таких специальностей.
В последние годы выделяют третий тип навыков — когнитивные. Иногда их называют экзистенциальными, или мета‐навыками. Им, кстати, посвящена моя новая книга «Надо думать!», написанная в соавторстве с к.ф.н. Дмитрием Скворцовым. Это навыки правильного мышления, корректной работы со своим сознанием.
Для эффективного обучения какому угодно из жестких или гибких навыков необходимо постоянно подключать когнитивные процессы, развитие которых важно любому человеку на протяжении всей жизни. Уметь правильно думать необходимо и для электрика, и для биржевого маклера, для педагога и космонавта.
Поэтому концепция непрерывного образования строится на основе нескольких принципов:
- Непрерывность обучения: оно не заканчивается с формальным получением среднего или высшего образования в школе или в вузе, а продолжается в течение всей жизни. Это не значит, что вы становитесь «вечным студентом» со всеми признаками недосыпа, а подразумевает лишь процесс осознанного управления своим развитием.
- Самостоятельность обучения: человек берет на себя ответственность за результат обучения и развития. Вы сами задаете цели и направления развития, а образовательные учреждения, платформы и эксперты становятся вашими помощниками.
- Персонализация: обучение должно учитывать индивидуальные потребности и особенности человека. Ведь это не конвейерное производство одинаковых специалистов, а экосистема, раскрывающая индивидуальность. Поэтому необходимо стать исследователем по отношению к себе, обращая внимание на то, что помогает и что препятствует росту.
- Мобильность: обучение доступно в любом месте и в любое время. Действительно, благодаря технологиям саморазвитие становится доступным и удобным. Мы можем слушать лекции и выполнять упражнения в бумажной тетради или в заметках в телефоне; делать это в метро, дома или в самолете.
А как конкретно устроен процесс образования по‐новому?
Вот ключевые компоненты самообучения:
- Осознанность: понимание того, как именно мы учимся и, самое главное, зачем.
- Целеполагание и планирование: наличие четкого графика, выделенные время и ресурсы, а также контроль промежуточных и итоговых результатов.
- Управление мотивацией на всем протяжении обучения — от постановки цели до достижения результата.
- Рефлексия: умение самостоятельно оценить прогресс, выделить сильные стороны и точки роста.
- Поиск и оценка информации: навыки поиска и выбора надежных и актуальных источников информации, а также критической оценки полученной информации.