В День семьи, любви и верности стоит еще раз задуматься о том, как сберечь семейные отношения, не порвать невидимые ниточки, связывающие нас с близкими. Оказывается, многому в области создания гармоничных отношений можно учиться. Сегодня постичь науку быть родителем и супругом можно благодаря программе «Азбука счастливой семьи». Более 2000 семей в 26 регионах страны уже обрели второе дыхание
В июле мы отмечаем День семьи, любви и верности: 8 июля - День памяти святых Петра и Февронии Муромских, покровителей брака в православии. Этот праздник напоминает нам, что именно семья – место силы, место принятия, безопасности, душевного тепла и защищенности. Но сегодня именно семья оказывается под ударом из-за многих факторов – от разрушения семейных ценностей в 90-х до сложного психологического состояния в наши дни. Психологи отмечают, что, становясь взрослыми, получая знания и профессию, мы порой оказываемся беспомощными перед главной своей жизненной задачей: создать счастливую семью, бережно взаимодействовать с близкими, растить детей в заботе и искренней любви. Кстати, по данным Росстата, за 2022 год в России развелись почти 58 тысяч пар. В целом, по статистике, распадается более 80% отношений, и зачастую просто из-за неумения находить общий язык, договариваться, конструктивно решать конфликты, слышать друг друга. Ну а уж отцы и дети – еще одна многовековая человеческая проблема. Не всегда родителям удается выстроить гармоничные отношения со своим ребенком.
История Золушки
Мария и Николай сегодня – счастливые родители маленькой дочки. Однако история их супружества и родительства непростая. Не зря говорят, что все наши трудности подчас родом из детства. И оказалось, что, действительно, умение быть гармоничными папой или мамой, мужем или женой не дается свыше, оно формируется еще в родительской семье. А ведь когда-то Маша даже думать не хотела о браке. Какая еще семья, если и спустя много лет перед глазами алкоголик-отец и вечно нервная мать, которая ищет утешения то с одним чужим мужчиной, то с другим…
Когда Маше исполнилось пять лет, а ее братику три, мама бросила семью с детьми и ушла жить к другому человеку. Через полгода вернулась, уже беременная третьим малышом, забрала Машу с собой. А сына оставила с пьющим отцом. С того дня Мария больше никогда не видела родного брата…. Вот так родители просто «поделили детей». В новой семье родилась сестренка. Машу приставили нянчить малышку, сама она была не нужна и не любима, получала упреки и побои. Девочка превратилась в настоящую Золушку: младшей давали хлеб с маслом, а Маше пустую горбушку. Младшей – детский шампунь, а старшей хозяйственное мыло.
С девяти лет Маша уже начала работать: мыла по ночам полы в общежитии, где они жили. В 16 лет сбежала из дома и стала отвечать только за себя, и так жила одна до 29 лет, когда встретила Николая.
Молодой человек оказался надежным, заботливым, эрудированным, на него можно было положиться. Парень умудрился без поддержки семьи получить высшее техническое образование, уехав в 17 лет из родного крошечного поселка в город. Его детство тоже оказалось не сахар – отец пил, бил мать, а та упрекала мальчика за то, что он вообще родился - ненужный третий ребенок в нищей семье.
За четыре года отношений молодые люди поняли, что любят друг друга, поженились, а вскоре родилась их дочь. После многих лет скитаний по чужим углам супруги смогли наконец купить собственную квартиру, жизнь наладилась, но вот оказалось, что воспитать счастливого ребенка непросто: собственное детство, лишенное родительской любви, то и дело напоминало о себе. Во многих ситуациях они терялись, не знали, что делать. Воспитывать дочку как воспитывали их, не хотели и не могли. А как по-другому растить ребенка просто не знали.
Случайно ребята узнали о Школе осознанных родителей, которая открылась в их городе, и присоединились к группе. За первые десять занятий по программе «Азбука счастливой семьи», рассказывают Мария и Николай, оба почувствовали, что их отношения начали меняться к лучшему: стали более трепетными и чуткими, бережными и осознанными. Воспитывать дочку вдруг стало легче - теперь многое в ее чувствах и поведении казалось логичным, понятным. К окончанию курса почувствовали, что значит настоящая семейная гармония и родительское счастье.
Учебник для родителей и супругов
Что такое Школа осознанных родителей? Программу и методику ШОР вместе с коллегами - педагогами и психологами - разработала Диана Машкова, основатель АНО «Азбука семьи», писатель, педагог, кандидат филологических наук, член Экспертного совета Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной думы РФ, член рабочей группы при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению в РФ Десятилетия детства, многодетная мама. «Когда-то и у нас с мужем не все получалось в воспитании дочери, да и между собой мы не всегда могли договориться, - рассказывает Диана Машкова. – Потом стало понятно: не хватает родительских компетенций, мало знаний и о гармоничных взаимоотношениях супругов. Обучение в Школе приемных родителей в 2012 году стало для нас с мужем новым серьезным шагом в жизни и в целом обновлением наших отношений, семьи. Словно раскрылись глаза, мы многому научились. И поняли, что школы родителей нужны не только тем, кто планирует усыновлять. Они необходимы и многим родным родителям. Конечно, по соответствующей программе - ее мы и начали тогда создавать. «Азбука счастливой семьи» помогает понять себя, своего супруга, ребенка и пройти через системные семейные кризисы без потерь. Такие знания просто необходимы родителям».
Более 7 лет Диана Машкова посвятила созданию авторской программы Школы приемных родителей. При поддержке опытных специалистов, психологов, педагогов родился формат такого обучения, появилась и книга-тренажер «Азбука счастливой семьи», по которой сегодня уже во многих регионах России работают такие Школы – и уже тысячи пап и мам прошли ее и обрели уверенность в себе и как в супругах, и как в родителях.
В «Азбуке счастливой семьи» - 30 уроков осознанного родительства, о них стоит сказать отдельно. «В книге-тренажере собрано 30 тем, каждую из них иллюстрируют практические кейсы – на протяжении 7 лет мы собирали реальные истории семей. Они наглядно подкрепляют теорию, которая изложена простым доступным языком, - поясняет Диана Машкова. - И рассказывают, например, как отношение мамы и папы влияет на характер ребенка. Как роли матери и отца сказываются на развитии детей в разных возрастных периодах. Как строится иерархия в семье, в чем важность этой системы для развития ребенка. Тема привязанности, тема детских травм, подросткового возраста, взросления детей и так далее. Истории всегда интересно читать даже тем родителям, которые не очень приветствуют чтение в целом, потому что это эмоции и это жизнь: каждый может примерить ситуацию на себя и свой опыт. Появляются озарения, понимание того, что именно происходит в твоих отношениях».
Настоящей мамой стала мачеха…
«Папа тогда работал вахтой, и его подолгу не было дома. А когда его не было, мама просто издевалась надо мной. Из ярких воспоминаний детства... Зима. На улице мороз. А я стою в сугробе в тоненькой маечке и штанишках. В тот день я не смогла найти носок для моей младшей сестрёнки, за что была выпорота и выставлена за дверь на улицу в чём была», - вспоминает Нина. Ей было 6 лет, когда родилась младшая сестра, и на детские плечи легли обязанности по присмотру и уходу за ней. Мама пила, могла уйти из дома… После развода родителей Нина осталась с папой, но летом он отправлял дочку к маме – считал, что надо поддерживать отношения, но Нина эти поездки не любила….
«Папа умер, когда мне было 15 лет. Был ранен на чеченской войне, жил с осколком, а однажды просто потерял сознание и умер буквально за полчаса. А примерно через год я поняла, что с родной мамой меня ничего не связывает. Она не интересовалась моей жизнью, я не знала даже, как с ней связаться. Найти ее помогли мой классный руководитель и директор школы. Я подала документы на лишение ее родительских прав, и мама сразу засуетилась. Стала активно названивать, пыталась манипулировать мною через сестру, уговаривала забрать заявление. К тому времени у мамы было уже шестеро детей…» - говорит Нина.
Поддерживала мачеха – ее Нина называла мамой. Папа женился, когда дочке было 9 лет, и вторая мама всегда относилась к ней с теплотой. «Когда я познакомилась с парнем из другого города в интернете и боялась начинать отношения, она тоже меня поддержала и дала мне возможность принять решение самостоятельно. Магия свершилась. Сейчас у нас есть маленький годовалый сын. Но семейная жизнь оказалась довольно сложной, и не такой радужной, как представлялась раньше, - рассказывает Нина. - Мы часто ругались, просто каждый день. Наша жизнь была похожа на минное поле, мы постоянно взрывались. Я срывалась на сына. А потом я узнала о Школе осознанных родителей, начала посещать занятия. И наша семья вышла на новый уровень жизни. Мы стали больше разговаривать с мужем, используя технику «Я-сообщений». Вместо того, чтобы упрекать друг друга, мы говорим о том, что сами чувствуем, что задевает каждого из нас, и ищем пути решения конфликта. С сыном я тоже стала терпимее и сейчас лучше понимаю его поведение. Теперь я знаю, что его нужно не отвлекать от переживаний, а успокаивать, поддерживать. Помогать проживать эмоции и давать им выход, а не подавлять их. Я понемногу прорабатываю свои детские травмы. Начинаю понимать, кто я и чего я хочу. Учусь поддерживать саму себя и не требовать этого от окружающих. Я благодарна проекту за знания и поддержку. Наверное, эти знания должны передаваться в семье из поколения в поколение, но, к сожалению, далеко не все родители сами способны строить крепкие отношения, основанные на доверии и уважении друг к другу».
Волшебное умение понять другого
Работа с родителями началась в 2020 году, и апробация программы на первых группах показала эффективность и формата, и самого курса. «Многие отмечали, что долгое время просто не видели, не понимали потребностей супруга! А это очень важно, - говорит Диана Машкова. - И детям в семьях, где родители научаются работать над своими отношениями, становится спокойнее, это влияет в том числе на здоровье, на учебу. Появляется волшебное умение понять своего ребенка. И тогда оказывается, что он не просто так кричит: он устал, заболел, переживает за маму, ему не хватает внимания, есть сложности в школе – причин может быть масса. А когда понимаешь причину, то можешь поработать с ней. Семьи стали учиться не усугублять проблемы, а решать конфликты. Кроме того, обучение оказалось невероятно востребованным. Желающих сегодня намного больше, чем позволяют принять скудные ресурсы нашей организации. Сейчас мы в процессе поиска решения этой проблемы».
АНО «Азбука семьи» работает с регионами: авторы программы обучают психологов - специалисты получают сертификат и статус Лидера Школы осознанных родителей. А после этого начинают работать с родителями в офлайн группах, в формате социально-психологического тренинга. Важно – Школы осознанных родителей должны быть бесплатными для слушателей, которые особенно остро нуждаются в поддержке, находятся в состоянии кризиса и не могут позволить себе платных программ. В работу включились уже около 30 регионов России, 76 Школы родителей работают в 52 населенных пунктах.
Кроме того, несколько тысяч педагогов в школах и детсадах проводят встречи по «Азбуке счастливой семьи» с родителями. Это облегченный, просветительский вариант получения знаний, так называемый «Всеобуч для родителей». Педагоги могут бесплатно скачать материалы, видеоуроки, памятки (https://институтвоспитания.рф/azbuka-semi/) и проводить по ним встречи с родителями: инструмент готов и разложен по полочкам.
Кроме того, можно самостоятельно изучать книгу-тренажер «Азбука счастливой семьи» и выполнять задания, которые предлагаются после каждого «Урока» в парах. А параллельно смотреть бесплатные видеолекции на сайте АНО «Азбука семьи» (https://azbukasemi.ru/institutvosp/ ).
«Мы с мужем снова научились говорить о любви»
Елена родом из небольшого поселка, была самым младшим ребенком в семье: желанным, избалованным вниманием всех родственников. Родители жили благополучно, развивали детей, заботились о них. Елена окончила школу с двумя четверками, дальше колледж, институт, работа, покупка квартиры, и конечно большая любовь. «Все в жизни складывалось легко и просто. У нас с мужем были такие грандиозные планы на будущее – нарожать полный дом детишек, и жить долго и счастливо….» - говорит Елена. И вдруг – удар. Дочь родилась с инвалидностью. «Опустошение и непонимание, как жить дальше. Не у всех родственников мы нашли поддержку, были те, кто говорил: «Одумайтесь, вам нужно расти и развиваться, строить жизнь, вы нарожаете еще детей, сдайте ребенка в дом-интернат». В такие моменты я всегда брала доченьку на руки и проговаривала – «Ты у нас самая лучшая, мы все сможем!»» - рассказывает Елена.
Бесконечные больницы, консультации врачей, центры реабилитаций, Елена полностью была погружена в ребенка – что, несомненно дало трещину в отношениях с мужем, разладилась и карьера. «В какой-то момент я перестала интересоваться делами супруга, да и о своих чувствах ему не рассказывала. Мысли были только о ребенке, разговоры только о врачах… Ребенок рос, потребности росли…». Елена устроилась на работу, времени на супруга совсем не осталось, им не о чем было поговорить, зато все чаще возникали скандалы, супруги продолжали отдаляться друг от друга. Тем временем дочь пошла в первый класс, становилась свидетелем ссор мамы и папы.
Когда Елена пришла в Школу осознанных родителей, началось переосмысление жизни. «Пришло осознание, что это мне нужно и важно. Каждая тема в книге, казалось, написана для меня, и каждая трогала до глубины души. Внутри боролись разные эмоции. Я начала понимать, что всё делаю не так, - говорит Елена. - Что есть много моментов, которые нужно срочно менять. Обучение коснулось всего - отношений в семье, воспитание ребенка и даже работы. Так, по рекомендации преподавателя в один из вечеров я попыталась сказать мужу, что люблю его, что хочу знать, что он чувствует. Как это оказалось сложно! Такие простые слова и такие непроизносимые. Я три дня пыталась сказать простых три слова… Каждый день мы старались вспомнить, какими мы были в начале наших отношений, найти общие темы для разговоров, и у нас, оказывается, их очень много. Эти месяцы были очень необычными в моей жизни, я многое осознала, поняла, смогла изменить и буду менять дальше. Мне кажется, такую Школу должен пройти каждый, кто хочет счастья и гармонии в своей семье».
Одобрено на высшем уровне
Идея «Азбуки семьи» превратилась в уникальную, пока единственную программу такого рода, рекомендованную научными институтами и государством к применению и масштабированию. Да, действительно, это не первый подобный подход, есть проекты по работе с семьями и даже горячие линии, но долгое время никто не внедрял групповой офлайн-формат Школ родителей, а он дает реальный эффект.
Программа прошла государственную верификацию. «Специалисты Министерства просвещения РФ глубоко изучили нашу программу. Ведомство отметило, что Школы родителей необходимы, и сейчас Минпросвещения рекомендует регионам использовать этот инструмент. Также наша программа «Азбука счастливой семьи» прошла научную экспертизу в Санкт-Петербургском государственном университете, в «Институте изучения детства, семьи и воспитания» и рекомендована родителям детей от 0 до 18 лет», - рассказывает Диана Машкова.
Министерство просвещения РФ направило письмо в регионы с информацией о программе «Азбука счастливой семьи», призвав структуры на местах включаться в работу по обучению родителей, а Министерство труда и социальной защиты РФ направило такие же рекомендации в органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере социальной защиты населения. «Мы очень благодарны за то, что программу заметили. Да, обязанности создавать такие Школы на местах у коллег нет. Сегодня все держится на нашем энтузиазме и энтузиазме специалистов, преданных своему делу. Но наша задача – активно взаимодействовать и с госструктурами, чтобы такая работа с родителями стала нормой», - говорит Диана Машкова.
«Когда наши дети вырастут, мы передадим эту книгу им»
«Для меня, как родителя и супруга, очень важно видеть свою семью счастливой. Став взрослым и самостоятельным, я точно понимал, что воспитание, полученное в родительской семье, к сожалению, не является примером для подражания. В окружении примеров счастливых семей встречал не часто», - рассказывает Андрей. Став мужем и отцом, он вдруг столкнулся с массой вопросов, ответы на которых найти не мог. «Я смотрел, как супруга разговаривает с дочкой, и мне было непонятно, почему у неё получается, а я не всегда могу найти правильные слова».
Но благодаря «Азбуке семьи» Андрей нашёл ответы на свои вопросы. «Я начал с себя. Стал честно отвечать на вопросы, выполнять задания, слушать лекции. Сейчас все становится на свои места. Я не перестраиваю окружение и людей под свои ожидания, становлюсь наблюдателем - внимательным, честным. С супругой много обсуждаем, решаем сообща важные для нас вопросы. Записываем все в книге-тренажёре. И когда наши дети вырастут, мы передадим эту книгу им. Там очень много важных, мудрых мыслей, наших историй. Для них это ценность. Этот курс очень важен для всех родителей. Пусть его пройдёт каждый».
В День семьи, любви и верности – 8 июля 2023 года – первая в Новой Москве Школа осознанных родителей откроется в Семейном клубе «ГОШКА». Принять участие в празднике и познакомиться с тренерами ШОР смогут все желающие. Для этого необходимо пройти регистрацию по ссылке (там же указан адрес): https://forms.yandex.ru/cloud/64998c7deb6146835beddeac/ . Авторы программы будут рады встрече с родителями и детьми. Пусть счастливых семей становится больше.