Хотите иметь огромную практику и клиентский лист ожидания на год вперёд? Чтобы стать востребованным, важно повысить узнаваемость – способность быть опознанным и отличным от других. Если попросить людей, далёких от психологии, назвать самого знаменитого психолога, многие наверняка ответят, что это Фрейд. Мем «оговорочка по Фрейду» известен даже тем, кто не в курсе его настоящего значения.
Многие полагают, что именно с Фрейда началась история психологии. Я прослушала несколько курсов лекций для психологов, в которых всё начинается с Фрейда. Моя любимая книга «Теории личности» Хьелла и Зиглера тоже начинается с психодинамического подхода и Фрейда. Но ведь история психологии началась в 1876 году с психологической лаборатории Вильгельма Вундта, а первая книга Фрейда «Исследование истерии» была опубликована 19 лет спустя, в 1895 году.
Почему же никто не знает Вундта, Эббингауза, Кюльпе и Джеймса, а Фрейд – у всех на слуху? У меня есть гипотеза! Она поможет нам не просто открыть тайну всемирной славы Фрейда, но и воспользоваться его секретом для масштабирования практики и увеличения числа клиентов!
На самом деле Фрейд был не врачом, а...
Однажды я случайно наткнулась на книгу юнгианского психоаналитика Джеймса Хиллмана «Исцеляющий вымысел». В этой книге Хиллман цитирует малоизвестное интервью Фрейда, которое он дал в 1934 году итальянскому журналисту и писателю Джованни Папини.
Отец-основатель психоанализа заявил, что стал врачом по необходимости, а не по призванию. В душе он всегда оставался художником слова.
«Действительно, мои книги в большей мере напоминают художественные произведения, чем научные труды по патологии... Мнe удалось обходным путем прийти к своей цели и осуществить мечту — остаться писателем, сохраняя видимость, что я являюсь врачом».
Фрейд считал, что учёные наделены воображением, но никто, кроме него, не предлагал перевести идеи, высказанные в художественной литературе, на язык психологических теорий. Он стал первым, потому и прославился! Именно Фрейд не просто связал литературу и исследование психики, но и переплёл их пути.
Как идеи психоанализа помогают усилить текст
Самое сильное впечатление на меня произвела мысль Фрейда о том, что «во всех странах, где психоанализ получил распространение, писатели и художники понимали и применяли психоанализ лучше, чем ученые».
Мне как писателю и блогеру, который популяризирует практическую психологию и помогает психологам писать тексты для продвижения в Интернете, эта идея особенно близка. Применение практической психологии и психоанализа делает тексты яркими, впечатляющими, обладающими особой силой воздействия на читателя.
Текст – всегда проекция индивидуальности на носитель информации, лист бумаги или электронный файл. Это удобный проективный материал для самостоятельной работы с собой или работы в присутствии консультанта. В тексте можно рассматривать себя, как в зеркале, хотя большая часть этой проекции без помощи специалиста остаётся неосознанной.
Устная и письменная речь принадлежат сознанию, но выносят на поверхность много бессознательного. И чем больше бессознательного удаётся распознать самому автору во время работы с текстом, тем мощнее и глубже раскрывается его личность. Текст, в котором в полный рост восстаёт харизма профессионала, позволяет ему быть открытым, понятным и вызывать доверие потенциальных клиентов.
Новое слово в развитии психологического просвещения
«Не стремился ли он создать форму литературы, для которой в то время не существовало образцов?» – спрашивает читателя Джеймс Хилл, имея в виду Фрейда. Во времена зарождения психоанализа ещё не было популярной психологии и популяризации психологии для привлечения клиентов. Психология и психоанализ были в основном делом врачей. Но с появлением Фрейда, а затем его учеников Юнга и Адлера, исследование человеческой души и практика психологической помощи навсегда соединиились со словесным творчеством.
Книги Эриха Фромма, Эрика Берна, Виктора Франкла, Ирвина Ялома известны огромному числу читателей, не связанных с профессиональной психологией. Они, как говорится, пошли в народ. А их авторы вошли в историю развития мировой психологии.
Наш современник Михаил Лабковский стал известным исключительно благодаря публикациям в разных СМИ. Эти тексты были написаны грамотно не только с точки зрения культуры речи, но и с точки зрения позиционирования для коммерческих целей. Лабковский не создавал никакие авторские методы, но он стал одним из первых, кто показал возможности слова в эпоху развития электронных коммуникаций. И теперь в русскоязычном пространстве существует плеяда блистательных психологов-писателей: Николай Козлов, Наталья Толстая, Татьяна Мужицкая, Юлия Пирумова и ещё очень много других известных авторов.
Возможно, кто-то из них уже признался в интервью, что на самом деле хотел быть писателем и пронёс эту мечту через всю профессиональную жизнь, как Фрейд. А я помогаю тем, кто ещё не воплотил свою мечту в реальность.