Тренинги и их ведущие бывают разными. Плохая новость в том, что суррогаты могут “развивать” человека по капле в год, формируя зависимость от гуру, негативно влияя на самооценку и подавляя волю. Хорошая — в том, что человек, пройдя через лабиринт различных мероприятий по личной трансформации, начнет отличать качественные тренинги от некачественных.

Многие идут на тренинг, потому что недовольны собой, жизнью, отношениями. Таким нужно выше, больше, сильнее, лучше, еще лучше. Тренинги помогают снять поверхностный слой защит, что-то про себя понять, но при этом глубоко не работать. Другие тоже хотят быть умнее и лучше, но не потому что недовольны собой, а потому, что им в принципе нужно все лучшее: последний айфон, тренинг Тони Роббинса, ВИП‐места на концерт модной певицы, — это прикладной и иногда даже потребительский взгляд на вещи. Бывают и мазохисты — таким нравится, когда им показывают, что есть над чем поработать, они культивируют недовольство собой.

В целом очень часто люди ходят на тренинги для того, чтобы отыграть какой-то свой неосознанный сценарий, а не для того, чтобы действительно проработать какой-то конкретный запрос и что-то изменить в жизни. И это тоже нормально, это можно понять. Кроме того, всегда есть надежда, что человек сходит на тренинг в свободное время и его настигнет инсайт. Главное — понимать, зачем он туда идет, чтобы форму не подменять содержанием и не позволять харизматичным тренерам собой манипулировать.

Более подробно о негативных и позитивных сторонах тренингов я рассказываю в своей книге “Погружение в себя”.