Темой фестиваля было выбрано «Мое главное», а новые арт-объекты были объединены проектом под названием «Белый город». Ими стали учреждения, типичные для большого города: аэровокзал, лифт, лечебница, исправительное учреждение, площадь церемоний и даже горсовет.
Правда не очень понятно, почему в качестве «самого главного» выбраны элементы города — ведь гости, в основном горожане, приехали в Никола-Ленивец отдохнуть от него.
Но, как бы там ни было, главное, что новые арт-объекты сделаны, как всегда на «Архстоянии», оригинально и с юмором. Аэропорт — табло рейсов на поляне посреди леса,
лечебница — десяток кроватей, чай и прививки в виде печати на руку,
исправительное учреждение — 18 больших зеркал со стулом перед каждым, присутственное место — домик под названием «Служба одного окна»,
а горсовет напоминал орган (музыкальный инструмент), по ассоциации «орган власти — орган». Из 13 инсталляций только одна останется в Никола-Ленивце — «Горсовет» Бориса Орлова и Сергея Шеховцова — все остальные будут демонтированы.
Каждый вечер в лесном овраге с аншлагом проходила премьера хореографического спектакля «Состояние леса» труппы Сontext балерины Дианы Вишневой. Зрители сидели на скамейках на склоне, а танцовщики выходили танцевать из леса на сцену, установленную на дне оврага.
Гвоздем программы в субботу стала акция «Банановой галереи» (Bannana Gallery) — проекта Аркадия Котанджяна, впервые появившегося на фестивале в прошлом году. Галерея из коробок из-под бананов была своего рода пародией на галерейный бизнес.
В этом году из тех же коробок соорудили так называемую «Пирамиду времени». В ней были собраны эскизы художников, отвергнутых «Архстоянием» за прошедшие 20 лет и ждущие своего признания. Тут же созданный «профсоюз отвергнутых художников» организовал шествие от пирамиды к площади церемоний с плакатами: «Желтая революция начинается с одного банана», «Я художник, а не банан с горы» или «Мир. Труд. Банан».
На площади прошла «церемония банановой надежды» — заседание суда, где в роли судьи в парике выступил основатель арт-парка Николай Полисский. В итоге суд оправдал всех отвергнутых «Архстоянием» художников и обещал их творениям реабилитацию, правда, не совсем понятно, в какой форме. Сам Николай Полисский сказал, что видит решение проблемы в создании на огромных пространствах нашей страны как можно больше новых парков, подобных Никола-Ленивцу — и тогда каждому художнику найдется место для его арт-объекта.
В общем, итог двадцати лет «Архстояния» можно подвести словами: арт-парк — явление востребованное, и их должно быть больше. Тогда увеличится и число фестивалей.
В этом году фестиваль посетило около 12000 человек. Толпы народа, курсирующие по деревянным дорожкам и лесным тропам туда-сюда, временами, конечно, напрягают. Но при всех минусах фестиваль «Архстояние» продолжает привлекать зрителей оригинальностью и юмором своих арт-творений, новых и старых, а также прекрасной природой.
