Ассоциация с Узбекистаном номер раз, конечно же, плов. И это верно не только в гастрономическом, но и метафорическом смысле слова. Плов тут представлен во множестве сортов и вариаций. Сколько регионов, столько и стилей плова. А в рамках этого стиля есть еще и семейные вариации. У каждой семьи здесь свой рецепт, свой авторский почерк. Таков и Узбекистан пестрый, разный и неодинаковый, но одинаково вкусный!

Молю высшие силы, чтобы никакие алчные шайтаны-корпорации вроде Nestle и Hilton не подчинили Узбекистан
Молю высшие силы, чтобы никакие алчные шайтаны-корпорации вроде Nestle и Hilton не подчинили Узбекистан

История и истерия

…Слоняясь по таджикским и узбекским комьюнити в соцсетях, мне мысленно приходится раздваиваться. Одна часть меня принадлежит Северному Таджикистану, другая – Узбекистану. Потому когда одни «поливают» других, я испытываю душевный дискомфорт. Во мне-то обе эти линии обнимаются, а не дерутся…

В нынешний свой вояж в Узбекистан, исследуя вместе с гидами величественные красоты Хивы с ее сердцем Ичан-Калой, Бухары и Самарканда, я пытался найти ответ на вопрос, что стало триггером для размежевания двух моих родных народов. И, как всегда, все уперлось в политику давно минувших дней, идеологические мины которых взрываются по сию пору. Нет, не от Узбек-хана начну я свой рассказ, а с событий прошлого века. В 1924-1925 начался трагический процесс так называемого центрально-азиатского размежевания. По национальному и территориальному признаку. Образовались автономные административно-территориальные единицы, которые были нарезаны властно и грубо, руководствуясь древним принципом «разделяй и властвуй». Таджиков, всегда стойко ассоциировавших себя с персидской культурой (язык их ближе всего к фарси и дари), нужно было «отрезать» от узбеков, в среде которых усиливался пантюркизм и кумиром которых был Мустафа Кемаль (Ататюрк). Казахский политический деятель Мустафа Шокай очень точно сформулировал идею, пользовавшуюся тогда популярностью: «У каждого тюрка на земле есть две родины: первая – это страна, где он родился и вырос, а вторая – Турция». Разумеется, такие настроения не были в интересах молодого СССР. Поиски идентичности, генотипа, концентрация на различиях, а не на общих чертах, все это аукается нам до сих пор. Это то, чем пичкали нас со школьной советской скамьи, то, что вбивала пропаганда, и, похоже, понадобится 40 лет хождения по пустыни, чтобы вытравить из нас эти ядовитые семена раздора.

В гостях у сказки

Раньше, когда голос крови во мне начинал сигнализировать об острой восточной недостаточности, я брал билет в Марракеш и первым делом отправлялся на рынок. Он напоминал мне детство. Вкусы, ароматы, энергетику, ритм торжища и неповторимого обаяния Востока. Заклинатель змей на этом базаре успокаивал и меня, слушая его мелодию, я любовался здешними декорациями сказки про Аладдина и древностью, прорастающей в современности. Мои восточные гены получали здесь подпитку и подзарядку, и я, обновившись, уезжал обратно в Лондон руководить и разруливать. К черту Марракеш, – скажу я Вам сегодня! Теперь только УзбеKISSтан, которому я шлю свой горячий поцелуй.

Итак, погнали. Даю лайфхак. Начинать свой трип по Узбекистану я бы советовал с Хивы, потому что в Бухаре и Самарканде вам то тут, то там будут встречаться маленькие туристические обманки и завышение цен. Ну а как иначе?! А вот в Хиве должно быть стыдно торговаться при покупке сувениров, потому что они и без того тут непристойно дешевы. Закупаться подарочками нужно именно здесь.

В Хиве, скажут вам, живут не узбеки, а хивинцы, гордые, как флорентийцы. А в Бухаре – бухарцы. Или бухарские, если речь идет о евреях. Вам надменно сообщат, что в Бухаре живут арабы, иранцы, узбеки и евреи. Но все они говорят на одном языке – таджикском. Не желая, правда, признавать это. Им это не по нраву. Это типа у них диалект такой. Особенный. Бухара, единственный город, в котором мне не хотелось ни с кем спорить, а просто слушать. Как ни называйтесь, а не мешайте жить друг другу, – таков урок Бухары. Не всеми, увы, усвоенный.

Цена вопроса

Поселитесь в небольшом отеле, расположенном в бывшем медресе в Ичан-Кале, которая менее обласкана туристами, чем другие города, и окунитесь в сказку. Пусть, как в Москве на Патриках в конце месяца, здесь не будет работать терминал для карт, но закатив глаза к небу от этого неудобства, вы увидите красоту неописуемую и незабываемую.

Да и цены здесь, шепотом скажу я, чтобы местные не услышали, не кусаются. Разумеется, для нас, иностранцев. И фишка в том, что заплатив, вы получите больше. Каждая покупка, каждый визит в заведение – все это ритуал, опыт, впечатление и вдохновение. Главное не скупиться на гида-проводника из местных, он проводит, покажет, расскажет и научит как проходить в закрытые места и туда, куда вроде бы проход строго воспрещен. Коррупция в Узбекистане наличествует, но есть у нее и положительные стороны: например, за небольшое вознаграждение можно очутиться ночью на могиле Тамерлана, не страдая от жары и толп туристов.

То, чему Узбекистан обязательно должен уделить повышенное внимание – это подготовка гидов. Есть те, кто просто впаривает заученный текст, а есть настоящие профессионалы-инсайдеры. Есть те, кто шпарит по методичке факты, одобренные госструктурами, а есть те, кто умеют говорить от себя, кто начитан и образован. Последние – в меньшинстве. И, конечно, очень ощущается, что все гиды подконтрольны властям и везде и всюду вы услышите одну «единственно верную» точку зрения на те или иные исторические события.

СЕРЬвис

Сервис здесь заканчивается, не начавшись. Яркий пример ¬ – скоростной поезд Афросиаб, сотрудники которого всем своим видом демонстрируют недовольство низкими зарплатами. Кажется, что путешествуешь между Самаркандом и Бухарой с контролерами из маршруток. Дешево и сердито. Европейцы остаются шокированы, да и я, прошедший суровую школу советского быта, был немало удивлен этим контрастным душем: после радушия и гостеприимства городов тебя словно бы окунают… Ну вы поняли.

Да и сам поезд как-то состарился и истрепался раньше времени. Не особенно за ним следят, обделяют вниманием и уборкой. Но при этом билет на этот поезд нужно доставать как на концерт звезды. Просто прийти на вокзал и обилетиться не получится. Нужно знать личный номер помощника президента, чтобы достать сюда билет в сжатые сроки. Неужели нельзя запустить дополнительные рейсы? Турпоток растет и Узбекистан с ним не справляется уже сейчас. Что же будет дальше?! Хозяйке на заметку: продумывайте перемещения по стране заранее. Минимум за месяц.

Сервис тут на уровне «улибайся», то есть не на уровне. То есть категории «сервис» по факту просто нет. А чтобы он появился, нужны специалисты, которые приедут и наладят тут работу всего и всех. Но из-за низкого уровня цен и зарплат, местные рестораторы просто не могут позволить себе нанять прокачанных специалистов из Росси или Европы. Приходится по одежке протягивать ножки, выкручиваться и тянуть бизнес своими силами. Получается не всегда ловко и успешно, но люди тут стараются. Не судите их строго.

(Не)чистота

Это то, что может отравить вам самые добрые впечатления о стране. Это негативно сказывается на впечатлении. Туалеты – здешняя боль и повод для визита к психологу после возвращения из поездки. Они нанесут вам травму. Дырки в полу, измазанные тем, что в эту дырку не попало, - это, конечно, трэш и ужас. Узбекистан в этом плане страна контрастов. По-моему, уже и в Пакистане нет ничего подобного. А тут, видимо, чтут традиции не только в кулинарии, но и в том, что за ней следует…

А в остальном здесь вкусно и девственно. Узбекистан пока сам не осознал себя и свой потенциал. И молю высшие силы, чтобы он как можно дольше сохранил свою чистоту (не в туалетном смысле, а самобытном), и никакие алчные шайтаны-корпорации вроде Nestle и Hilton не запятнали его. Понимаю, какими лакомыми кажутся для страны внешние инвестиции и соблазнительные обещания, но точно знаю, что если Узбекистан поддастся, то сказка кончится. Пропадут и флер, и аутентичность, и магия. Лучшие узбекские помидорки превратятся в голландский пластик. Будут царствовать зеленые бумажки, пальмовое масло и прочие радости «оккупантов»… Будет типовой стандарт качества, пусть качества, но типового… Да, в туалетах появится биде, и исчезнут как страшный сон грязные напольные унитазы, но… Исчезнет и что-то поважнее и то, что вернуть потом будет невозможно. Душа страны соберет свою котомку и переселится куда-то на старые фото, в бабушкины воспоминания и семейные посиделки ностальгирующих по былому…

ГосСовет

Инвестируйте сами в себя! Этот рецепт саморазвития подходит и людям, и странам. Рассчитывайте на себя и не прогадаете. Пусть зонтики кока-колы появляются то тут, то там, но под ними живут и здравствуют маленькие семейные заведения с фантастически вкусной едой. И у двух соседних кафешек нет похожих блюд, везде свои особенности. Да, кухня тяжелая, не очень полезная, брутальная для изнеженных ЗОЖ европейских желудков, но иногда надо позволять себе немного вредятинки. К еде здесь относятся как к религии, искренне полагая, что приготовив все честно и с душой можно заслужить благословение небес. Может потому это и впрямь благословенный край? Разве что с вином тут проблемы, все оно какое-то бадяжное, но… кто ищет тот всегда найдет. Опять же важно найти правильного проводника.

Вот и самому Узбекистану нужен правильный проводник. Тот, кто убережет его от опасностей Запада, глобализма, трендов, от хищных корпораций и других алчных шайтанов. Самим надо, пусть медленнее, но вернее. Эта медлительность потом окупится стократ. Уже окупается.

К властям Узбекистана, как к любым властям в любой стране могут быть претензии, но лично я искренне благодарен им за то, что они открыли в Самарканде и Бухаре таджикские школы, которые когда-то позакрывал Каримов. А еще не могу не отметить, что за все время моей поездки, я ни разу не услышал ни одного дурного слова в адрес узбекских соседей. Я общался с самыми разными людьми в разных регионах и ни в ком не нашел злости, зависти и негатива. Таджикистану бы не мешало взять пример и перестать жаловаться и пререкаться. «Ребята, давайте жить дружно!», – как учил кот Леопольд.

А про поесть?

А с этим все ясно и очевидно. Узбекистан ¬ пункт номер раз для гастротуризма. И дело тут не в моем генетическом коде. Это просто данность. Здесь везде и всюду вкусно. И даже если вы лютый веган, вы тут не пропадете. Здесь божественные овощи и фрукты, выращенные с любовью. Горячая лепешка из тандыра и салат ачичук из вкуснейших помидоров и сладчайшего лука (который «не щиплет глазки») не смогут вам надоесть. Надо есть!

Говорят в Узбекистане везде нужны «свои люди». Но штука в том, что каждый странник каждый гость здесь чувствует себя своим. Тут нет чужих и всем рады. Если жизнь перестала радовать вас новизной, берите билет в Узбекистан, не пожалеете! Приятного!

P.S. Больше хореканских текстов и видео можно найти в моей телеге с пряниками и кнутами или на ютубе с бубенцами.

Спасибо за внимание!