В сегодняшней публикации я вместе с психологом и коучем Светланой Квитко обсудила факторы, влияющие на процесс выбора профессии старшеклассниками, а также узнала, как родители могут влиять на него.
Потребность общества в квалифицированных и мотивированных специалистах различных профессий высока. Рынок труда и как следствие экономика страны всегда остро ощущают любые изменения в вопросах профессиональной и трудовой деятельности, поэтому можно сказать, выбор профессии сегодняшними старшеклассниками — это хоть и личный вопрос будущего профессионала, однако в каком-то смысле затрагивающий интересы всего общества, каждого из нас. Так, например, спад рождаемости в 90-х годах, безусловно, отразился на количестве работающего населения в настоящий момент, а популярность одно время новых профессий, таких как юрист и экономист, ставшими логичным следствием принятия Конституции и первых кодексов в стране, привела к переизбытку специалистов данного направления, что обрушило рынок юридических услуг, заполонив его множеством специалистов. Многие из которых, в итоге, не работают по полученной специальности. Подобные примеры демонстрируют важность верного выбора профессии, как для самого человека, так и для общества в целом, в связи с необходимостью разумного распределения ограниченных трудовых ресурсов относительно различных сфер и важностью сокращения уровня безработицы, а также количества специалистов, работающих не по своей профессии.
Вместе с тем теме выбора профессии сегодня уделяется большее внимание, как со стороны школы, в виде организации занятий по профориентации, так и со стороны родителей, что, безусловно, показывает важность этого вопроса. Говоря о сегодняшних родителях, хочется отметить их высокий уровень обеспокоенности, тревоги и страхов, связанных с выбором профессии детей. Так, наиболее распространенные из них такие: ребенок не сдаст экзамены и не поступит в ВУЗ, выберет не ту профессию, не будет достаточно мотивирован для учебы. Также многие родители говорят о безразличии детей, отсутствии у них стремлений к учебе и освоению профессиональных навыков. Но как на самом деле обстоят дела и что может означать такое поведение детей и родителей?
Сложность выбора профессии обусловлена множеством факторов, среди которых внешние, например, быстро меняющиеся запросы рынка труда, стоимость обучения, отсутствие факультетов по выбранной специальности в родном городе, популярность и престиж профессии, информированность — чтобы выбрать, надо знать о такой возможности. Отчасти ответы на вопросы подростки могут получить для себя в рамках занятий по профориентации. Однако здесь есть важный нюанс. Так, например, у сегодняшних подростков гораздо больше возможностей получить информацию, что, казалось бы, должно им помочь. Однако большое количество информации часто напротив вызывает затруднения с выбором. Дети в ней пока еще «утопают» или «застревают». Данное обстоятельство побуждает выбирающего больше прислушиваться к своему внутреннему миру и отклику. Становится очевидным, факторы, затрудняющие процесс выбора профессии, условно можно назвать — внутренние, связаны в первую очередь с отсутствием достаточного жизненного опыта и непониманием себя, своих истинных интересов, ценностей и потребностей. Но как их понять? И что может мешать это сделать?
Продолжу про родителей, которые как я писала выше обеспокоены, так, не выдерживая свое беспокойство за будущее детей и пытаясь справиться с волнением, действуют! Зачастую современный школьник в крупном городе в течение дня имеет лишь пять минут перерыва между многочисленными занятиями. И это я еще не поднимаю не мало важный вопрос: успевает ли он эти полученные знания осознавать и интегрировать? Так, перегруженный ребенок становится «рабом», отбывающим занятия, которые действительно не всегда могут быть ему интересны. Он не успевает быть с собой, не успевает думать и прислушиваться к себе. У него просто нет на это время и пространства. И здесь родители правы- подмечая отсутствие интереса у детей. Ведь в каком-то смысле он «живет не свою жизнь». Так, мой опыт проведения программы для подростков «Карьерный трек», которая помогает с выбором профессии, показал, многие дети ждали от меня советов кем им стать. Они не готовы принимать самостоятельные решения, в том числе потому, что мы не научили их главному — размышлять, анализировать и прислушиваться к себе. Но еще больше меня поражала расстановка приоритетов, когда дети писали мне: родители приняли решение увеличить подготовку с репетитором, поэтому я не смогу сегодня прийти на занятие по выбору профессии. При этом не все дети могли ответить на мой вопрос: а для чего вам больше часов подготовки? Ты уже знаешь кем хочешь стать?
Неужели, мы все еще думаем, что выучить что-то и получить глубокие знания в интересующей сфере в современном мире сложно? Когда ребенок действительно знает, чему хочет научиться и для чего, кем хочет стать, его уже не остановить! Он сам найдет нужных репетиторов, не пропустит занятие и пойдет на лекцию и т. п.
Так, к сожалению, не дожидаясь ответа на вопрос: для чего? Мы часто сосредотачиваемся на том: «как и что», «пичкая» детей ненужными занятиями — «авось пригодиться», тем самым лишая их возможности выбрать дело жизни и стать настоящим профессионалом, любящим свою работу!
В этой связи, действительно важной задачей для родителей, которые хотят помочь детям с выбором профессии, может стать создание и забота о пространстве или условиях, в котором ребенок может учиться слышать себя и свое «хочу», думать и размышлять. Родители, которые смогли найти себя, верят, что и их дети смогут!