Мы привыкли выбирать: семья или карьера, но на самом деле одно – это база для другого, а все вместе позволяет жить качественную жизнь.

Недавно мне попалась статья, в которой австралийская певица рассказывала, что при всей любви к детям, она считает, что именно они стали причиной её не самой успешной карьеры.

Тему согласно подхватили многие, хотя дети и карьера — это разные по своей природе вопросы.

И связывать их, по меньшей мере, странно. Причин, например, творческой нереализованности может быть много: недостаток таланта или трудолюбия, отсутствие дисциплины, неумение проходить трудности, неспособность работать в команде, зависть к более успешным коллегам, которая не позволяет двигаться вперед, излишняя жалость к себе, слабость характера. Перечислять можно бесконечно.

И обратите внимание, что все то, что я написала выше, касается самого человека, зависит только от него, от его решений и действий. А вот «мне помешало материнство» перекладывает вину на других, на детей. И это проще. Посмотрите, какая я несчастная, кричит этим заявлением женщина, пожалейте меня. Всё это потому, что женщину с рождения ставят перед выбором: семья или работа. Развлекательная индустрия показывает несчастных, забитых, замусоленных и нереализованных женщин, которым бесконечно изменяют мужья, и только после развода или расставания такие женщины возрождаются как птицы-феникс. Показывать замужнюю счастливую женщину, которая не только сердце семьи, мама, но и еще успешна в профессии – это скучно. В таких сюжетах нет драмы, а значит люди не будут это смотреть, следовательно, фильм, например, не сделает кассу. Ответы простые, но мало кто задает себе вопросы, почему нам показывают, именно такие фильмы о женщинах. Вспомните «Барби» и все манифесты, которые этот фильм несет. И станет понятным, почему у этого фильма нет ни одного «актерского или режиссерского» Оскара. Этот фильм предложил женщинам идею не выбирать. Перестать быть только социальной функцией: юристом, врачом, учителем, космонавтом и вернуть себе параллельно роль матери. Без стыда и не опасаясь осуждения общества.

Мир постепенно возвращается к традиционным ценностям, приверженность которым много лет была чем-то постыдным.

Я часто рассказываю, как меня пригласила в эфир одна известная блогер, чтобы обсудить традиционные ценности. Я рассказывала, что я абсолютный адепт патриархальной формы семьи, где мужчина не только имеет последнее и главное слово в принятии решения, но и несет за свою семью ответственность.

Я поделилась, что патриархальность позволяет мне расслабиться, наслаждаться жизнью, материнством и реализовываться в профессии одновременно.

Интересна была реакция на этот эфир. Очень много женщин поддержали мою модель жизни и взглядов, но автор канала пригласила следующим гостем свою подругу, у которой диаметрально противоположная позиция. Она выступает против брака, семьи, рождения детей и за свободные отношения, множественность партнеров у женщины без душевной привязанности и близости. Девушка в агрессивной форме проходилась по моим ценностям: быть патриархальной женой, мамой, центром большой семьи и использовать эту сторону своей жизни, как базу для успешного карьерного пути. Эфир со мной был удален автором канала.

Это говорит о том, что традиционные ценности не просто оставляют равнодушными, они раздражают.

Причина – привычка считать материнство, замужество чем-то скучным, пресным, отжившим свое. А борьбу с мужчинами, эмансипацию — единственно возможными прогрессивным будущим.

Хотя именно совмещение традиционных ценностей с карьерной реализацией — это и есть основа счастливой жизни женщины, что в свою очередь ведет к счастью семьи и последующих поколений, формируя у них необходимую базу ценностей.

Как борьба с мужчинами ослабляет женщину

Борьба же с мужчинами, с ролью матери и жены, к которой мир привел радикальный феминизм, только усложняет жизнь женщин, параллельно нивелируя в мужчинах ген ответственности за семью и детей, что ярко видно в количестве дел по взысканию алиментов, в попытках государства донести важность заботы о детях такими инструментами, как уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты алименты, административная ответственность, в том числе запреты управлять транспортными средствами (государство забирает любимую игрушку), открытые реестры неплательщиков (попытка надавить на эго). Все это следствие излишней феминизации женщины, которая активно пропагандировалась в обществе и нивелирование ценности мужской роли, в том числе в семье.

В рамках центра «Давайте жить», который как часть Всероссийского движения поддержки семьи и традиционных ценностей помогает женщинам пройти сложный период развода и начать новую жизнь, мы видим тысячи схожих ситуаций, когда несмотря на 10 или даже 20-летний период брака, после развода мужчина перестает отвечать за своих детей. Начинает прятать доходы, лишь бы не платить алименты, распродает общее имущество, которое подлежит разделу, обесточивает компании, созданные во время брака.

Это все — последствия нивелирования обязанности быть патриархальным мужем и отцом. Ведь это понятие содержит не только возможность принимать решения в интересах всей семьи, стуча кулаком по столу, но также нести за жену и детей ответственность, которая выражается, в том числе в обязанности содержать и воспитывать детей, уделять им время и внимание, а также в необходимости честно разделить имущество, которое супруги нажили во время брака.

В одном из проектов мы два года боролись с мужской безответственностью, которая сначала вылилась в то, что предприниматель, достаточно обеспеченный человек, забрал все его подарки детям, когда уходил: дорогую технику, квадроцикл. Потом, на момент развода и раздела имущества, лишил бывшую супругу всех возможных доходов, заняв все общее имущество, а алименты начал платить в размере 50 и 80 рублей в месяц. В судебных процессах, когда была назначена оценка имущества, он обесточивал бизнесы, менял отчетности и портил недвижимость.

С детьми перестал общаться, даже после решения суда о порядке общения он лишь дважды проявил инициативу и назначил встречу. Первая закончилась тем, что в назначенные время и место женщина привезла детей, но папа не приехал. А вот по итогам второй уже состоявшейся встречи папа написал в полицию заявлению на своего 12 летнего сына в ответ на эмоциональную реакцию парня, когда последний, увидев, что папа всю встречу сидит в телефоне и переписывается с новой женой, выхватил этот телефон, но пробежав 100 метров просто вернул его отцу, не открыв и, конечно, не испортив.

История эмоциональная и не достойная с точки зрения мужчины — отца и мужа.

Ему понадобилось несколько лет судов, пока он осознал неотвратимость ответственности перед детьми и бывшей супругой и в итоге пришел к заключению мирового соглашения.

И таких историй много. Саму тенденцию можно легко увидеть из данных официальной статистики, в том числе по возрастающему количеству алиментных исполнительных производств.

Обратная сторона этих ситуаций — агрессия женщин, которые в ответ на сомнительные действия бывших партнеров и отцов своих детей, включают режим «я сама, нам никто не нужен» и запрещают отцам видеться со своими сыновьями и дочерьми. Тысячи процессов по определению порядка общения с ребенком тому подтверждение. Все это в итоге не только разобщает семьи, но и формирует некорректные ценности у детей, что в свою очередь, еще сильнее ослабляет такой институт как семья, понятие пары: мужчина и женщина.

Ну а разговоры о гендерном неравенстве усиливают эти тенденции.

О неравенстве…

Изучила я исследование о гендерном неравенстве «Если быть точным», которое недавно было опубликовано.

Вот совсем всё неочевидно. Более того, очевидно, если смотреть шире, а не обсуждать только цифры без контекста.

Возьмем, к примеру, разницу в зарплатах мужчин и женщин по регионам.

Самый большой разрыв в зарплатах установлен в северных и северо-восточных регионах, где большая часть людей занята в мужских профессиях в соответствующих «мужских» отраслях, например, в горнодобывающих. И тогда очевидно, почему больший разрыв.

Ответ также прост как дважды два: в силу нашей природы. Мы физически слабее мужчин, но эмоциональнее. Именно поэтому для нас ограничены законодателем некоторые возможности. Ну это же и логично, а не «неравенство».

А вот в регионах, где этот баланс «мужских и женских» профессий меняется, разница в зарплатах тоже меняется в сторону уравнивания.

В предпринимательстве эта разница вовсе отсутствует. Просто изначально женщин в бизнесе меньше, чем мужчин, поэтому кажется, что мужчина зарабатывает больше. То же самое касается зарплат в принципе. Мужчина больше времени посвящает работе, следовательно, он больше зарабатывает. Тоже логика.

Обращаю еще раз внимание, что я сейчас говорю о той части населения и культуре, которая мне близка и понятна и представителем которой я являюсь.

Берем следующий показатель — время, проведенное с детьми. И тоже становится очевидным, что если мужчина больше времени уделяет работе, то у него остается времени меньше на всё остальное. Это просто факт.

Тут нет никаких заговоров или целенаправленных ущемлений прав.

Женщины, которые ставят именно заработок в приоритет, зарабатывают столько же, сколько и мужчины и больше, и, соответственно, меньше уделяют время быту и детям. Это тоже факт.

Здесь вопрос выбора женщины и ее осознанности.

Как многодетная мама, сделав этот выбор, я понимала, что дети заберут большую часть моего внимания и времени в определенном возрасте. И выбирая родить ребенка, я просто временно отодвинула доход и карьеру. Я для себя приняла, что материнство — это моя природа, мое желание, моя реализация. И я ни разу не пожалела о своем выборе, хотя, конечно, в это время я работала меньше, иногда не работала совсем, и мой личный доход был ниже.

Но это время быстро прошло, дети повзрослели, и я уверенно вернулась в карьеру, в бизнес. И снова наступил баланс в доходах.

А вот эту возможность насладиться материнством и потом вернуться в активную деятельность и реализовать себя как профессионал, мне дала моя семья, основанная на традиционных патриархальных ценностях. Семья, где супруг берет на себя ответственность за меня и всех наших детей, где он не только решает куда идет семья, но и слышит каждого, учитывает мнения, уважает выбор, в том числе и мой выбор реализовывать свой профессиональный потенциал. Без поддержки супруга, детей, наших родителей, которые как одна большая дружная команда идут в направлении общих целей, мне не удалось бы в этом году получить ни награду «Влиятельная женщина Петербурга», ни звание Предприниматель года-2023 в номинации семейный бизнес, ни помочь тысячам женщин комфортно пройти этап развода и начать новую жизнь.

А исследование — это лишь срез на текущую дату. Более того, это срез по конкретным показателям. А если смотреть шире, если добавлять новые обстоятельства, точки зрения, то картинка сразу меняется.

Я, например, опровергаю своим примером всю статистику не только гендерного неравенства, но и позицию, что традиционные ценности и патриархальный уклад семьи не дают возможности для профессионального роста женщины. Для меня и семья, и материнство, и реализация в карьере — это грани одного устойчивого треугольника, который можно назвать «счастье женщины».

И таких примеров очень много. Просто о них не модно говорить.

Скучно ведь, когда нет драмы.