Недавно поделилась с новым знакомым о том, как оказалась на психологическом факультете в 2015 году. Со мной как раз случилась типичная ситуация для тех, кто находится в профессиональном кризисе и поиске себя. Работа, которая меня несколько лет вдохновляла, превратилась в бег без препятствий. Прогнозируемые результаты мне нравились, но я уже не ощущала, что это способствует моей самореализации. Помню, как у меня назревала острая потребность сделать что-то новое, а вместе с ней, на удивление, страх кардинальных решений. Так я и оказалась в магистратуре.

Самой себе я объяснила это решение возможностью получить второе образование для повышения квалификации. И, признаюсь, на занятия я летела как на крыльях после напряженного рабочего дня. Учеба не только помогла мне систематизировать свои знания и опыт в работе с людьми, она стала для меня зоной комфорта. Не сразу я поняла, что это был и защитный механизм. На психфаке я временно спряталась от необходимости начать перемены в собственной жизни, фактически взяв паузу для принятия решений. Это помогло мне легче пережить стресс начала выгорания на работе. Я смогла быстрее осознать, какие цели на самом деле имеют для меня смысл. Но это только один из вариантов перехода к осознанию своих новых жизненных ценностей.

«Хочется перемен в своей работе, не могу жить по-старому, но не понимаю пока, как по-новому», — поделился мой собеседник. «И как в таком случае ответственно выполнять задачи наступившего года, когда они вызывают противоречивые чувства?».

Мне, например, помогает анкетирование: две колонки на бумаге со знаками «+» и «-». Особенно в случаях, когда я вдруг понимаю, что с трудом заставляю себя выполнять нынешнюю работу. Оцениваю, в чем не устраивает ситуация, и что при этом удовлетворяет. Какие варианты решения мне могут даться легко, а какие вызывают отрицание уже в мыслях. Главное - не откладывать, начать хотя бы с таких простых шагов, чтобы помочь себе разобраться со своим негативным состоянием.

Что именно вызывает тепло и принятие, а что, наоборот, злость и разочарование? Я вдохновляюсь предстоящими задачами? Или мне, положа руку на сердце, уже неинтересно. Хочу ли я на самом деле воплощения такого сценария?

Так начинается честный разговор с самим собой о том, насколько наша деятельность соответствует внутреннему миру и способствует самореализации. Мы эффективнее действуем, когда можем «слышать» самих себя.

Вообще полезно ежегодно уточнять свои цели и намерения, чтобы быстрее отследить начало кризиса и не застрять надолго в неудовлетворенности. Дополнительно можно познакомиться с теорией статусов идентичности Дж. Марсиа. Он создал общую и лаконичную модель, которая универсальна для любой сферы жизни человека. Она просто поможет понять, на каком этапе ты сейчас находишься.

 «Я точно знала, что не хочу так больше. Мое состояние - явный сигнал что-то изменить. И я просто сделала шаг в пустоту», — такие ощущения были у моей коллеги, ушедшей со своей работы несколько лет назад. Вспоминая об этом сейчас, она, как ни странно, радуется, что освободила себя. Несмотря на то, что запасного плана не было. Словно накопилась «критическая масса» для начала судьбоносных действий.

Тут есть парадокс, как отмечал американский психолог Карл Рэнсома Роджерс: «когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь». Получается, как только мы смотрим на ситуацию без иллюзий, то начинаем прочерчивать дорогу к новым целям, которые нас по-настоящему мотивируют. Запускается механизм выхода из кризисной ситуации.

Для меня необходимость ревизии своей идентичности возникает примерно раз в три года, когда завершается реализация проекта, в котором я участвую. По моим многолетним наблюдениям, в разных индустриях и компаниях, любой сотрудник может вовлеченно и продуктивно работать как раз около двух-трех лет. Затем начинается процесс стагнации, активность снижается. Это часто происходит в том случае, если профессиональное развитие начинает тормозиться. Человек теряет живой интерес к работе. Я знаю много примеров, когда топ-менеджеры или руководители среднего звена не находили себе другого применения и уходили из компании. После этого некоторые работодатели сожалели о том, что их упустили.

Можно ли предвосхитить этот исход? Конечно. Очень действенно на регулярной основе отслеживать работу сотрудника по совместно принятому плану его развития. Руководителю стоит интересоваться мнением и настроем другой стороны, а некоторым - даже сменить привычку «сразу объяснять, как надо работать». Еженедельная встреча дает возможность услышать мнение сотрудника о своей работе и узнать его предложения. Лучше понять его потребности, и в чем нужна помощь. Когда постоянная обратная связь становится системным форматом работы, а не формальностью, у сотрудника увеличивается вовлеченность и желание проявлять себя.

Если вы уже сами осознаете, что начинается профессиональная стагнация, то лучше идти на опережение. Инициируйте с работодателем обсуждение дальнейших перспектив своего профессионального роста. Следует убедиться, все ли возможности для развития в компании вы исчерпали. Продумайте, в каком действующем проекте вам было бы интересно участвовать. Или самостоятельно разработайте проект, предложение по инновации, за которое вы бы могли взять ответственность. Не теряйте время в длительных ожиданиях, что ваш руководитель сам определит для вас новую деятельность в компании. Обсуждение ваших интересов с руководителем поможет рождению еще более интересного варианта для вашего плана развития.

В моем опыте подтверждают эффективность конкурсы идей по проектам и инновациям в рамках задач компании, когда сотрудники участвуют в создании нового. Например, в департаменте продаж работнику предложили разработать канал продвижения продукта с перспективой полностью перейти на другой функционал. Сотрудник параллельно текущей работе был вовлечен во все этапы разработки. При этом он выполнял свой план продаж с большим рвением, чтобы претендовать на новое назначение. И к моменту запуска он был не только мотивирован, но и готов принять обязательства.

 Кризис профессиональной самоидентичности - это все же возможность. В этот период любой человек может проделывать большую внутреннюю работу для осмысления того, что на данном этапе ему действительно ценно. Этот нелегкий труд осознания и принятия собственных потребностей раскрывает глубинные личностные силы, дает толчок к освоению знаний и новой деятельности.

Хотела ли я в действительности продолжить свой путь в компании, в которой почувствовала, что все выполнила? Мог бы тогда мой работодатель увидеть применение моих компетенций в другом своем проекте? Да. Я предложила запуск арт- фонда с выстраиванием всей бизнес-модели с нуля. И мы его запустили. А в 2018 году я успешно защитила диссертацию на тему самоидентификации и пошла на ее очередной круг.

Многое становится проще, как только разбираешь кризисную ситуацию по фрагментам. Когда стараешься услышать себя и пробуешь изменить то, на что можешь повлиять, то выходишь на желаемый путь. Он может быть в рамках компании, в которой давно трудишься, а может - за ее пределами. В любом случае он будет найден и будет правильным.