Травля детей в школе — тема, о которой обычно принято умалчивать. Однако если о проблеме не говорят, это не значит, что ее нет. Как понять, что ребенок подвергается травле? Как предотвратить этот негативный опыт и защитить своих детей?
Пока ребенок учится, помимо академической подготовки важно научить его различным способам разрешения конфликтов и эффективного общения в разных ситуациях. Ролевые модели, которые дети встречают в школе, могут оказать длительное влияние на их взрослую жизнь.
К сожалению, в школах, где недостаточно внимания уделяется взаимоотношениям учеников, внеурочная жизнь может превратиться в поле испытаний. В такой среде дети могут экспериментировать с разными социальными ролями и искать свое место. Именно поэтому часто возникают ситуации, когда один ученик или группа начинают «травить» других.
Без должного контроля со стороны педагогов такие ситуации могут принимать различные формы от безобидных игр до формирования серьезных психологических проблем. А если ребенок привыкает быть жертвой в школьные годы, в будущем ему будет тяжело добиваться успехов.
Зачастую дети, страдающие от травли, боятся говорить об этом своим родителям. Их могут запугивать травители, они могут стесняться привлекать внимание к проблеме или просто пытаться самостоятельно справиться с ней. Поэтому вам как родителю важно научиться распознавать признаки травли, которая может происходить с вашим ребенком.
Вот три наиболее ярких признака, которые могут указывать на то, что вашего ребенка травят:
1. Изменение настроения. Ваш ребенок может стать тревожным, апатичным или раздражительным. Он может сдерживать свои эмоции или наоборот, проявлять их более ярко.
2. Изменение поведения. Ребенок может начать избегать общения с вами, меньше доверять. Использовать ложь или имитировать болезнь, чтобы не идти в школу. Также могут проявиться изменения в пищевом поведении, например, ребенок может стать больше есть или наоборот, отказываться от пищи. Он может избегать привычных маршрутов в школу и скрывать следы синяков или других травм, которые не желает объяснять.
3. Изменение интересов. Ребенок может начать проявлять интерес только к простым и доступным занятиям, таким как просмотр телевизора, фильмов или потребление контента в социальных сетях. Круг общения может стать уже, или ребенок может предпочитать оставаться в одиночестве. Ранее интересные ему занятия перестают вызывать энтузиазм, а новые цели просто не возникают.
Если вы обнаружили у своего ребенка подобные изменения, то есть вероятность того, что он подвергается травле. В идеальном случае, если у вас сложились доверительные отношения с ребенком, он сам сообщит вам об этом. Но в подростковом возрасте дети зачастую закрываются в себе, поэтому нужно проявить инициативу. Если вы не уверены, что ваш ребенок страдает от травли, вы можете проверить это. Свяжитесь с его лучшими друзьями из школы и спросите, все ли в порядке с вашим ребенком, не наблюдаются ли у него проблемы в общении. Кроме того, вы можете поговорить и с учителями.
В случае установления факта травли нужно действовать незамедлительно:
1. Избавьте ребенка от неблагоприятного окружения. Переведите его в другую школу или смените место проживания. Необходимо сделать все, чтобы сменить деструктивное окружение.
2. Объясните ребенку, какой вред несет общение с токсичными людьми. Часто жертва травли начинает отстаивать или оправдывать обидчиков. Вам нужно ясно объяснить, почему такие отношения вредны, привести конкретные примеры, чтобы ваш ребенок мог отличить здоровое общение от разрушительного.
3. Помогите ребенку вернуться в ресурсное состояние. Поддержите его, подчеркните заслуги, помогите вернуться к обычной жизни. В этот период очень важно дать ребенку понять, что его проблемы важны для вас, что вы настроены помогать ему и делаете это, не отнимая у него свободу.
Конечно, даже вырвав ребенка из опасной компании, нужно научить его, как не попасть в нее снова и как противодействовать ей.
Вот несколько способов:
- 1) Если хулиган угрожает, используйте принцип айкидо. Дайте противнику выпустить пар, а после честно скажите, что такое обращение вам не нравится, что вы не собираетесь терпеть подобное и ожидаете перемен в его поведении. Также можно предложить обидчику конструктивный диалог, чтобы выяснить причины его недовольства и предложить помощь в их решении.
- 2) Если вы поняли, что втянуты в сеть манипулятора, можно действовать разными методами. Например, можно публично обличить его в манипуляции. Такое «проливание света» обычно действует очень болезненно на таких людей. Либо вы можете подыграть ему, делать то, что ему нужно до тех пор, пока это удобно и вам, чтобы в момент, когда вам будет нужно, отказаться. Это выбивает почву из под ног манипулятора, потому что он теряет контроль, а без контроля впадает в панику. Либо есть третий путь — перевести его манипуляции в мотивацию для него. Каждое действие, которое он пытается навязать вам, разбирать вслух, указывая свою выгоду и его выгоду, свою часть работы и его.
- 3) Токсичные люди опасаются, когда истинная причина их поведения становится явной. Если у вас хорошо развит эмоциональный интеллект, вы можете оттолкнуть таких людей, публично раскрывая их деструктивное поведение.
- 4) Установка здоровых границ также является важным аспектом. Когда вы даете хулигану прогнуть себя один раз, он будет продолжать делать это еще больше. Но это не мешает в один момент все же взять и начать указывать свои границы и последствия, если они будут нарушены.
Наши ученики развивают эмоциональный интеллект и навыки общения, поэтому выходят из таких ситуаций вне школьной жизни. Но при обучении в общеобразовательной школе, лучше удостовериться, что ваш ребенок может получить необходимые навыки жизни и озаботиться его внешкольным образованием.
Помните, что очень важно научить ребенка выходить из токсичного и деструктивного окружения как можно раньше. Поскольку длительное пребывание в такой среде может негативно повлиять на молодую психику. Если необходимо, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы ребенок мог вернуться к здоровой жизни.