Про детей: сказкотерапия и прочие «полезные» истории
Терапия сказкой практиковалась еще в дописьменные времена и, представляется, помогала решиться на подвиг выхода из пещеры за мамонтом. Тогда это была сказка о смелых людях, которые не угодили в лапы свирепым хищникам на пути к успешной охоте.
Однако сегодня в детской литературе под сказкотерапией часто понимается назидательные истории вроде «Маши и Ойки» Софьи Прокофьевой, во время чтения которых пятилетние слушательницы родительского чтения то и дело испытывают чувство вины за ту девочку и себя разом.
Проблема подобных сказок даже не в отталкивающей назидательности, а в кристальной прямолинейности, они буквально бьют в лоб уже названием «Как Гриша перестал ковыряться в носу», открывая всю банальность своего сюжета. Неудивительно, что дети подобные книги не слишком жалуют. И как следствие — книги стоят заброшенными, дети продолжают вести себя ровно так, как и до чтения книги.
Способ из книготерапии такой: вместо «терапевтичной» истории о том, как на человека пяти лет напал жуткий микроб от ковыряния в носу и мальчик пропустил новогоднюю утренник, лучше купите современную энциклопедию про микробов и насморк с юмором, например «Тайную жизнь соплей» (название интригующее, верно?). Такая книготерапия гораздо эффективнее от пальца в носу.
Про взрослых: книги по самопомощи, которые можно выбросить сразу после покупки
Знаете, что общего у книг «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, «Ребенок в тебе должен обрести дом» Стефани Шталь и «Дар» Эдит Евы Эгер (которую мы полюбили всем миром за ее «Выбор»)?
Обладая всеми возможностями книготерапии эти книги часто остаются неэффективными до дрожи возмущения. И причина этого — в читателях. Когда мы включаем себя в режим любопытствующего зеваки, читая прикладную литературу ее польза нивелируется. Сколько раз я встречала людей, которые гордятся своими настольными книгами вроде «7 навыков», вызывая восхищение у окружающих! Но когда речь доходит до выполнения хотя бы одного задания из книги с мощнейшим психологическим эффектом, что выясняется? Выясняется, что не было времени, не было ручки под рукой, не хватило воображения.
Так отличные методики самопомощи в виде книг остаются просто бумагой и красивым текстом на ней. Хочется спросить, зачем тратить время и деньги на чтение таких книг, если так и не планируете извлечь из них пользу?
Если вы дочитали до этой строчки, приступим к эффективности
Книготерапия феноменально эффективна в случае, если человек осознает свою проблему и готов действовать, чтобы от нее избавиться. Действовать в случае с книгами самопомощи — это сделать все упражнения (нарисовать своих внутренних солнечного и сумрачного ребенка — это только первый минимум у Стефани Шталь), пройти каждый тест в книге «Эмоциональный интеллект ребенка», посидеть в тишине полчаса, в деталях визуализируя примеры Стивена Кови.
Да, это дополнительная работа, приступать к которой может только человек, которому настолько нужно изменить свою жизнь, что он готов отказаться даже от гаджетов в пользу книготерапии.
Целевое чтение
Вторая (но не исчерпывающая тему) категория ситуаций, когда книготерапии хочется петь оды — это целевое чтение. Наличие четкой цели обеспечивает настолько восхищающие результаты книготерапии, что мои заказчики наделяют книготерапию почти магическими свойствами. Но магия здесь в четкой артикуляции цели, и вот вам пара примеров восхищающей книготерапии:
Про взрослых: книготерапия для выхода на международный уровень
Заказчица этой книготерапии поставила себе цель расширить поле своей клиентуры на страны N. Обладая огромным опытом в своей профессии, она понимала, что любой бизнес имеет свою специфику в каждой стране, но ее вовсе не устраивало годами набивать шишки, чтобы понять, где ее может ожидать подвох. Она хотела быстрого старта, буквально перенеся весь свой профессиональный успех в новую страну. Она выбрала 10 книг из предложенных мною 20, прочла каждую с внимательностью студента перед сессией (то есть делала заметки, выписывала важные моменты в ежедневник, формировала карту особенностей в новом месте), спланировала через полгода стартовать в новом месте. И стартовала успешно, разумеется.
Про детей: книготерапия перед ВУЗом
Эта книготерапия подошла Вареньке как сапожки, сшитые обувным мастером по ее меркам, потому что она планировала поступать на медицинский факультет с выбранной уже в средней школе специализацией. Непоколебимая уверенность в будущей профессии — лучший стимул для углубления в любую сферу деятельности, поэтому когда родители Вари обратились ко мне — задачей стояло понять, как будет выглядеть будущая жизнь девочки в новых декорациях и набраться необходимой теоретической базы знаний (родители говорили, что девочка прочла уже все, что они могли найти).
Эта книготерапия включала в себя 30 книг, до большей части которых предстояло дорасти к 18 годам, как, например, до «Рассечения Стоуна» Абрахама Вергезе, но зато родители были спокойны — книг хватит надолго, а Варенька, наконец, получила ту библиотеку, которая не просто соответствует ее интересам, но и обогащает чужим профессиональным опытом.
Выбирая книготерапию как способ достичь ясной цели или решить осознаваемую проблему, пожалуйста, позаботьтесь еще и о том, чтобы довериться вашему консультанту по подбору книг как психологу, тогда эффект от книготерапии будет умножен в разы.
Чтобы узнать, способны ли возможности книготерапии помочь в вашем случае, запишитесь на бесплатную консультацию, используя почту, указанную в моем профиле.
Источник фото на превью — архив автора